WordPress

Оценка социальной эффективности налоговых льгот

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 1
Сегодня постараемся раскрыть тему: "Оценка социальной эффективности налоговых льгот". Если возникнут вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам

Аналитическая записка об оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот в 2018-2019 годах по местным налогам и целесообразности их предоставления на период 2020-2022 гг.

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Аналитическая записка об оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот в 2017-2018 годах по местным налогам и целесообразности их предоставления на период 2019-2021 гг.

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Аналитическая записка об оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот в 2016-2017 годах по местным налогам и целесообразности их предоставления на период 2018-2020 годов

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2009 год

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2010 год

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2011 год

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2012 год

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2013 год

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 2

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2014 год

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 10

Оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2015 год

http://norilsk-city.ru/docs/22661/33168/index.shtml

Оценка эффективности налоговых льгот

ПИСЬМО В ДУМУ ОТЧЕТА ПО ЛЬГОТАМ 2017 ГОД

Скачать
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЗА 2017 ГОД.

Скачать
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 июня 2007 г. N 526 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Скачать
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЗА 2016 ГОД.

Скачать
ИНФОРМАЦИЯ К ОТЧЕТУ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЗА 2016 ГОД.

Оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот производится в целях обеспечения контроля результативности налоговых льгот, оптимизации перечня действующих налоговых льгот и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной (областной) поддержки в форме налоговых льгот.

Скачать
ПОСТАНОВЛЕНИЕ №526 от 7 июня 2007 г. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ в ред. от 19.04.2010 N 316, от 05.05.2014 N 402.

В целях повышения эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот администрация Воронежской области постановляет:

Скачать
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЗА 2015 ГОД.

Скачать
ИНФОРМАЦИЯ К ОТЧЕТУ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЗА 2015 ГОД.

Оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот производится в целях обеспечения контроля результативности налоговых льгот, оптимизации перечня действующих налоговых льгот и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной (областной) поддержки в форме налоговых льгот.

http://www.gfu.vrn.ru/regulatory/byudzhet/dokhody/otsenka-effektivnosti-nalogovykh-lgot.php

Официальный портал органов власти Калужской области

  • Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 12

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 13

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 14

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 15

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 16

Оценка социально-экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (понижения налоговой ставки)

Приказ министерства финансов Калужской области от 26.07.2019 № 146 «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2018 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций».

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 17Приказ_146.rar 93 КБ

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 27.07.2018 № 115 «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2017 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций»
  • Приказ министерства финансов Калужской области от 28.07.2017 № 97 «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2016 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 18prikaz_ № 97.rar 173 кб

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 28.07.2016 № 131 «О результатах оценки бюджетной и социально — экономической эффективности предоставленных в 2015 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 18prik_131.rar 6.4 мб

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 29.07.2015 №96 «О результатах оценки бюджетной и социально — экономической эффективности предоставленных в 2014 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 18prik_96.rar 44 КБ

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 12.09.2014 №139 «О внесении изменений в приказ министерства финансов Калужской области от 29.07.2014 № 118 «О результатах оценки бюджетной и социально – экономической эффективности предоставленных в 2013 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций»»
  • Приказ министерства финансов Калужской области от 29.07.2014 №118 «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2013 году налоговых льгот и ставки налога на прибыль организаций»»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 21prik_118.doc 109 КБ

  • Приложение №1 к приказу №118

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 22pril1.xls 43 КБ

  • Приложение №2 к приказу №118

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 22pril2.xls 37 КБ

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 18.06.2014 №99 «О внесении изменений в приказ министерства финансов Калужской области от 28.05.2009 № 77 «Об утверждении порядка оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (понижения налоговой ставки)»»
  • Приказ министерства финансов Калужской области от 27.06.2013 №93 «О результатах оценки бюджетной и социально — экономической эффективности предоставленных в 2012 году налоговых льгот и понижении ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 21prik_93.doc

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 26.06.2012 №76 «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2011 году налоговых льгот и понижения ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 26prik_76.doc 124 КБ

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 28.06.2011 №109 «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2010 году налоговых льгот и понижения ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 21prik_109.doc 105КБ

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 28.06.2010 №82 (в редакции приказа министерства финансов Калужской области от 22.10.2010 №183) «О результатах оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных в 2009 году налоговых льгот и понижения ставки налога на прибыль организаций»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 21prik_82.doc 81КБ

  • Приказ министерства финансов Калужской области от 28.05.2009 №77 «Об утверждении порядка оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (понижения налоговой ставки)»

Оценка социальной эффективности налоговых льгот - картинка 21prik_77.doc 87КБ

http://admoblkaluga.ru/main/work/finances/ocenka_nalog.php

Оценка эффективности налоговых льгот

Экономическая сущность налоговой системы

Обеспечение государственной власти финансами происходит за счет сбора налогов с граждан и хозяйственных организаций. Управленческий аппарат страны работает так, что законодательно не имеет права получать коммерческий доход. Поступление денежных средств осуществляется благодаря работе налоговой системы.

Налоговая система является механизмом по установлению и получению обязательных платежей от населения и объектов предпринимательства, где средством взаимодействия выступает налог.

Налогообложение представляет собой выплату части своего имущества в пользу власти, при этом, плательщик признает эту власть и пользуется ее услугами по защите и управлению.

Механизм сбора налога является эффективным средством управления экономическими процессами, которое реализуется через функции налоговой системы. Среди них можно выделить следующие:

  • непосредственное формирование дохода казны;
  • регулирование экономических процессов;
  • распределение доходов с финансовых средств между различными сферами экономики;
  • перераспределение доходов, капиталов и инвестиционных ресурсов от коммерческой, производственной и других видов деятельности;
  • создание стабильной социальной обстановки;
  • стимулирование осознанности плательщиков, а так же сфер бизнеса, через применение специальных налоговых форм и льгот;
  • контроль за количеством поступаемых денежных средств, предотвращение дефицита бюджета.

Готовые работы на аналогичную тему

Любые преобразования налоговой системы должны быть оправданы и научно обоснованы. В каждой стране существует свой подход к формированию системы налогообложения, который складывался под влиянием объективных факторов. Однако, в экономической теории существует теория, определяющая принципы построения идеального механизма сбора налогов.

Прежде всего, налогообложение должно быть справедливым и распространяться на всех плательщиков в равной степени. Любые исключения из правил необходимо обосновать. Сама процедура взимания платежей должна быть простой, понятной и удобной. Плательщики имеют право получить информацию по своим правам и обязанностям. Налоговые органы должны действовать в рамках закона и не злоупотреблять своей властью. Затраты на сбор налогов должны быть соизмеримы их соответствующим ставкам.

Механизм налоговых льгот

Регулирующая и стимулирующая функции налоговой системы реализуются через применение различных механизмов, одним из которых является применение налоговых льгот. Сама по себе льгота представляет особое преимущество плательщика перед другими.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В развитых западных странах фиксированными и неизменными остаются социальные льготы. Применение льгот в экономической сфере представляет собой более гибкий и изменчивый механизм.

В России предоставление налоговых преимуществ начало использоваться стихийно и не дало ожидаемого результата. За этим последовало резкое сокращение списка применяемых льгот, что снизило гибкость системы.

Существует мнение, что налоговые льготы создают дефицит бюджетного финансирования. Хотя при проработке законодательной базы и системы их применения можно достичь выполнения регулирующей функции.

Стремление к получению налоговых преимуществ иногда ведет к фальсификации данных, предоставляемых в налоговые органы.

Льготы могут предоставляться предприятиям социального и стратегического значения, благотворительным фондам, предприятиям, попавшим в затруднительное положение по объективным причинам, малым формам предпринимательства, а так же отдельным категориям граждан, например, пенсионерам и инвалидам.

Гибкость механизма предоставления преимущества отдельным плательщикам реализуется через применение различных видов налоговых льгот. Среди них можно выделить:

  • Изъятие или отчисление представляет собой вывод части объекта из-под налогообложения, что приводит к уменьшению расчетной базы и снижению общей суммы уплаты. Этот вид льготы может применяться, как к части имущества, так и к части дохода.
  • Снижение общей суммы к выплате называется скидкой. Этот инструмент может влиять на стимулирование определенных сфер предпринимательской деятельности. В отношении граждан скидка снижает налоговое давление.
  • Налоговый кредит, как отсрочка и рассрочка отодвигает срок уплаты. Однако, кредит предоставляет возможность переноса платежа на период в 12 месяцев, а рассрочка и отсрочка – максимум на полгода. Инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать инвестиции в конкретные экономические сферы.
  • Полное или частичное освобождение от уплаты налогов выполняет социальную функцию. Чаще всего используется для малообеспеченных слоев населения и некоммерческих организаций.

Оценка эффективности налоговых льгот

Для понимания эффективности работы механизма по предоставлению налоговых льгот необходимо периодически проводить оценку. Применение льгот приводит к уменьшению финансирования бюджета. Для оценки налоговых расходов применяют три метода. Рассмотрим их.

Анализ упущенных доходов производит оценку потерь финансирования бюджета относительно определенного вида льгот.

Расчет восстановленных доходов рассматривает увеличение финансирование при отмене одной из льгот.

Метод равных расходов показывает размер субсидии плательщику из бюджета, которая сравняет его доход при применении льготы и без нее.

Наиболее часто применяемым и эффективным считается метод упущенных доходов. Он дает более четкое представление о движении денежных средств.

Оценка эффективности применения льгот так же является важной составляющей аналитической работы в данной области экономических отношений.

Влияние налоговых поступлений на доходностью бюджета может рассчитываться по формуле:

$К$ – бюджетная эффективность, $НП$ – прирост налоговых платежей, $ПБ$ – сумма потерь

Экономическая эффективность применения налоговых льгот определяется через повышение производительности и увеличения финансовых результатов налогоплательщиков. Расчет производится по формуле:

$К$ – коэффициент экономической эффективности, $Эр$ – сумма показателей, показавшим рост, либо сохранение предыдущих тенденций, $Эс$ – сумма сниженных показателей.

С точки зрения социальной эффективности налоговые льготы рассматриваются, как инструмент создания благоприятных условий для повышения общего уровня жизни, предоставления рабочих мест, обеспечения социальной защищенности. Расчет производится по формуле:

$К$ – коэффициент социальной эффективности, $Кл$ – граждане, воспользовавшиеся льготой, $Ко$ – общее число льготных плательщиков.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

http://spravochnick.ru/nalogi/nalogovye_lgoty/ocenka_effektivnosti_nalogovyh_lgot/

Оценка эффективности

01.12.2016 15:39 Результаты по оценке эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам за 2015 год

1. Оценка эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам Ельнинского городского поселения муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области.

1. 1. Реализация полномочий органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов в отчетном периоде

В соответствии со статьей 61.5. Бюджетного кодекса РФ определено, что в бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, а именно:

— Земельный налог – по нормативу 100 процентов;

— Налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращение потерь местного бюджета.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

Бюджетная эффективность налоговых льгот. Под бюджетной эффективностью понимается сохранение или превышение темпов роста сумм начисленного налога, подлежащего уплате в местный бюджет, над темпами роста объема налоговых льгот.

Социальная эффективность налоговых льгот. Под социальной эффективностью понимается социальная значимость дополнительного дохода, получаемого в форме налоговой льготы.

Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности делятся на две группы:

— поддержка социально незащищенных категорий граждан;

— минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых из местных бюджетов.

В первую группу вошли льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения городского поселения, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность. Сумма таких льгот составила 126,0 тыс. рублей или 12,1,0 процента в общей сумме льгот.

Вторая группа налоговых льгот, предоставленная в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, финансируемые из местного бюджета. Сумма таких льгот составила 914,0 тыс. рублей или 87,8 процентов в общей сумме льгот.

[3]

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных представительным органом местного самоуправления, к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов (15503,5 тыс.рублей) за 2015 год составляет 6,7 процента.

Эти объемы льгот, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан городского поселения и учреждений, деятельность которых не направлена на получение доходов.

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития городского поселения, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты следующие муниципальные правовые акты:

решение Совета депутатов Ельнинского городского поселения от 30 ноября 2016 г. № 46 «Об установлении земельного налога на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области и об утверждении Положения о земельном налоге»; от 20 ноября 2014 г. № 41 «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области».

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ельнинского городского поселения, закреплены постановлением Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области от 11.07.2016 № 710 «О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам Ельнинского городского поселения» (далее порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот).

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

В соответствии с Порядком проведения оценки эффективности налоговых льгот и в целях определения целесообразности потерь бюджета, проведена оценка эффективности предоставляемых льгот по налогам и сборам в местный бюджет.

2.1. Проведение инвентаризации предоставленных налоговых льгот

По земельному налогу: Решением Совета депутатов Ельнинского городского поселения от 30 ноября 2016 г. № 46 «Об установлении земельного налога на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области и об утверждении Положения о земельном налоге»:

-органы местного самоуправления

— бюджетные, автономные, казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых, в том числе по выполнению муниципального задания, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Смоленской области на основании бюджетной сметы или виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным задание муниципальных услуг (выполнением работ);

— граждане, достигшие 75 лет и старше;

По налогу на имущество физических лиц льготы не устанавливались.

2.2. Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2015 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 1040,0 тыс. рублей, в том числе физическим лицам – 126,0 тыс. рублей, бюджетным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов сельского поселения — 914,0 тыс. рублей.

3.Заключение по оценке эффективности налоговых льгот.

3.1 Бюджетная эффективность

Согласно Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот бюджетная эффективность не определяется и принимается равной сумме, предоставленных льгот:

По земельному налогу физических лиц – 126,0 тысяч рублей;

Учитывая, что в 2015 году получателями налоговых льгот являлись бюджетные учреждения, финансируемые из местных бюджетов, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения городского поселения, бюджетная эффективность является положительной, так как является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения социальных задач, сокращении встречных финансовых потоков.

3.2.Социальная эффективность

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана положительной, так как направлена на достижение следующих целей:

· повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей);

· на поддержку осуществления деятельности организаций по предоставлению на территории городского поселения услуг в социально-культурной сферы.

http://elnya-admin.admin-smolensk.ru/administracia/strukturnye-podrazdeleniya/finansovoe-upravlenie/ocenka-effektivnosti/rezultaty-po-ocenke-effektivnosti-nalogovyh-lgot-i-stavok-po-mestnym-nalogam-za-2015-god/

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ПРЕФЕРЕНЦИЙ)

Медведева Н.Г.

Кандидат экономических наук, Тюменский индустриальный университет

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ПРЕФЕРЕНЦИЙ)

Аннотация

В статье рассмотрено – предоставление налоговых льгот (преференций) субъектам хозяйствования как мера поддержки предпринимательства, влияние налоговых льгот (преференций) на деловую среду, содержание понятия «эффективность предоставления налоговых льгот (преференций)», разные подходы к определению эффективности предоставления налоговых льгот (преференций), подходы к оценке эффективности предоставления налоговых льгот (преференций) органов независимого внешнего финансового контроля, целесообразность внесения поправок в действующее законодательство о предоставлении налоговых льгот (преференций).

Ключевые слова: бюджет, налоговые льготы, органы независимого внешнего финансового контроля, преференции, социальная и экономическая эффективность.

Medvedev N.G.

PhD in Economics, Tyumen industrial University

TO THE QUESTION OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF GRANTING TAX PREFERENCES

Abstract

[2]

In the article – providing tax preferences to business entities as a measure to support entrepreneurship, the impact of tax preferences on the business environment, the concept of “the effectiveness of tax preferences, various approaches to the definition of efficiency in the provision of tax preferences, approaches to assessing the effectiveness of granting tax preferences of an independent external financial controls, the appropriateness of amending the current legislation on the provision of tax preferences.

Keywords: budget, tax breaks and an independent external financial control, preferences, social and economic efficiency.

Второе. Налоговые льготы могут быть предоставлены субъектам малого и среднего бизнеса, а также некоммерческим социально ориентированным организациям. В этом случае льготы указанным субъектам также имеют статус преимуществ, но в отличие от налоговых льгот уже носят индивидуальный характер и законодателем (например, в ст.4 ФЗ «О защите конкуренции») признаются как преференции [2]. Указанные преференции предоставляются указанным субъектам в целях их поддержки на товарном рынке при конкурировании с более крупными игроками, в целях развития малого и среднего предпринимательства, создания социальной инфраструктуры.

Таким образом, налоговая льгота, в зависимости от целевой ориентации и субъектного состава получателей, имеет несколько аспектов, положительных и отрицательных:

– во-первых, является мерой поддержки – инструментом снижения финансовой нагрузки на субъект бизнеса, стимулирующим механизмом, позволяющим в долгосрочной перспективе увеличить налогооблагаемую базу (положительный эффект);

– во-вторых, является административным барьером на товарном рынке, так как ставит ее получателя в преимущественное положение, в более выгодные условия по сравнению с его конкурентами, которые эту льготу не получают (негативное влияние на конкурентную среду);

– в-третьих, является причиной потерь бюджета, сопровождается выпадением доходов из бюджетов (негативное влияние на бюджет в кратко- и среднесрочной перспективе).

Поэтому, безусловно, предоставление налоговых льгот (преференций) должно быть обоснованным, планируемый эффект от их предоставления должен быть просчитан, измерим. В обосновании должен быть обозначен конкретный ожидаемый результат (социальный, экономический или иной эффект), ради которого власти сознательно идут на то, что бюджет не получит в полном объеме налоговые поступления, конкурентной среде (в виде ограничения конкуренции) будет нанесен вред.

Однако, ни в НК РФ, ни в ФЗ-135, в которых содержатся положения, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот (преференций), не содержатся механизмы оценки их эффективности и параметры эффективности. Более того, в теории и практике государственного управления сложились разные подходы к оценке эффективности налоговых льгот (преференций), критериям этой эффективности.

Так, по мнению Ануфриевой Е.М., эффективность налоговых льгот – весьма многосложное явление, результаты оценки эффективности позволяют оптимизировать действующий перечень льгот и сделать оптимальный выбор получателя льгот. Несмотря на это, механизм оценки эффективности льгот не отработан [9, C.7].

Пояркова О.В. верно считает, что сегодня «задача поддержки малого предпринимательства вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами пополнения бюджета, затратными методами решения социально-экономических проблем» [12, C.26].

Безусловно, прав и Башлаков-Николаев И.В., по мнению которого, налоговые льготы – это мера защиты конкурентов, а не конкуренции [10, C.86]. То есть, по сути, предоставление налоговых льгот (преференций) означает, что для регулятора (государства, региона) в приоритете частный интерес, а не публичный, что нарушает необходимый баланс в экономике всех ключевых институтов.

Рубцова О.Л. считает практически невозможным подсчитать эффективность программ поддержки малого предпринимательства [14, C.2703]; анализ эффективности мер поддержки, как она считает, сегодня проводят те органы, которые эти меры поддержки предоставляют, а целесообразнее такой анализ проводить независимыми структурами; она уверена, что «увеличение денежных средств на поддержку малого бизнеса не приводит ни к ощутимому росту количества субъектов малого бизнеса, ни к активизации их деятельности» [14, C.2697].

В 2012 году Калаков Р.Н. также отмечал такие негативные моменты как отсутствие «единой методики оценки предоставления налоговых льгот», серьезной работы на федеральном уровне по оценке эффективности [11]. Он считает, что главный приоритет в показателях эффективности налоговых льгот – это бюджетная эффективность (налоговая база), этот вид эффективности должен включать инвестиционную эффективность, которая оценивается через прирост промышленного производства, ВРП и социально-экономические параметры развития территории (например, показатели обеспеченности жильем, качества оказываемых медицинских услуг).

Кольцова Т.А., Сидоркевич Я.И. отмечали следующее: оценка эффективности налоговых льгот – важный и необходимый момент; в обязательном порядке должна проводиться оценка цели предоставления льгот, а также оценка последствий для бюджета, экономики и контроля. Как негативный момент, они отмечали отсутствие работы федеральных структур анализа эффективности налоговых льгот [13].

Анализ сложившейся в России нормативно-правовой базы о налоговых льготах (преференциях) позволили автору сделать следующие выводы.

Минфин России и российская налоговая служба оценивают эффективность налоговых льгот через бюджетную эффективность – их стоимостное выражение. В Тюменской области эффективность предоставляемых налоговых льгот оценивается через определение социальной и экономической эффективности (надо заметить, региональная методика не определяет, что есть «социальная эффективность», а что есть «экономическая эффективность», которая охватывает также бюджетную эффективность) [6]. В заключении аппарата Губернатора области от 29.09.2015 об оценке регулирующего воздействия на проект областного закона о предоставлении налоговых льгот в 2016-2018 годах (ни много ни мало в сумме 3 млрд. рублей), отмечается, что льготы предоставляются для создания в регионе дополнительных условий для роста объема инвестиций в основной капитал, новых рабочих мест и поддержания экономической активности, поддержания конкурентоспособности, решения социально-экономических вопросов развития территории. При этом в документе отмечается отсутствие у разработчика закона количественной оценки ожидаемого эффекта от предоставляемых налоговых льгот [8].

[1]

Таким образом, сегодня мы имеем:

1) отсутствие взаимоувязки бюджетной, налоговой и антимонопольной политики, реализуемой на той или иной территории;

2) слабую правовую регламентацию процессов, связанных с предоставлением налоговых льгот (преференций), а именно:

– отсутствие легального (официального) определения понятия эффективности налоговых льгот (преференций), что привело к формированию разных подходов к содержанию этого института;

– отсутствие какого-либо разграничения между налоговой льготой (к которой мы можем отнести и специальные налоговые режимы, и налоговые вычеты) и налоговой преференцией;

– отсутствие единых измерителей эффективности налоговых льгот (преференций), собственно методики оценки эффективности.

Автор придерживается той позиции, согласно которой должна быть разработана и утверждена единая методика оценки эффективности налоговых льгот (преференций). Для этого все параметры этой эффективности, процессуальные вопросы ее оценки должны быть закреплены в соответствующем действующем законодательстве. В частности, по мнению автора, целесообразно внести коррективы в действующее законодательство о рассматриваемых льготах, в том числе:

1) в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 14) уточнить полномочия этого органа, включив в них полномочие об аудите оценки эффективности налоговых льгот (преференций) – по аналогии с аудитом закупок, который в указанной статье выделен в отдельный вид аудита;

2) в НК РФ внести следующие поправки:

– в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» в число экономических принципов налогообложения включить принцип эффективности предоставления налоговых льгот;

– в статье 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящее кодексе» в число терминов включить термины «налоговая льгота», «эффективность предоставления налоговых льгот»;

3) в качестве альтернативного варианта можно рассмотреть принятие Налоговой доктрины (или Концепции), в которой прописать все необходимые дефиниции (налоговые льготы, налоговые преференции, эффективность налоговых льгот (преференций), принципы налогообложения, другие нормы и правила налогообложения. В этом случае Налоговая доктрина станет базой общей социально-экономической политики, в ней будут отражены цели и задачи, а также формы, стратегия и тактика налоговой политики на тот или иной период;

3) разработать механизм единой оценки эффективности налоговых льгот (преференций) с учетом целей их предоставления и ожидаемых результатов (исполнитель – Минэкономразвития совместно с Минфином России, ФАС России, ФНС России).

Данные поправки в законодательные акты, по мнению автора, будут способствовать, во-первых, увязке всех направлений социально-экономической политики на любом уровне управления (предусматривающих предоставление налоговых льгот, преференций), во-вторых, достижению эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролями налогов.

http://research-journal.org/economical/k-voprosu-ocenki-effektivnosti-predostavleniya-nalogovyx-lgot-preferencij/

Литература

  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
  3. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях