WordPress

Налоговые льготы в системе налогового планирования

Налоговые льготы в системе налогового планирования - картинка 1
Сегодня постараемся раскрыть тему: "Налоговые льготы в системе налогового планирования". Если возникнут вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговые льготы в системе налогового планирования

В ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:

  • * в полном освобождении от уплаты налога и/или сбора;
  • * в уменьшении размера подлежащего уплате налога и/или сбора;
  • * в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и/или сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.

В экономической литературе предоставляемые российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:

  • 1) по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);
  • 2) по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.);
  • 3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);
  • 4) по численности работников (малые предприятия);
  • 5) по принадлежности предприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера и т. п.).

Льготы также подразделяются на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и др.

Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством).

На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить соблюдение, каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот, какие временные ограничения для этих льгот установлены.

Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера [10].

http://studwood.ru/798220/finansy/nalogovye_lgoty_sisteme_nalogovogo_planirovaniya

Законные способы оптимизации налогообложения

Не преступая закона

Расходы на уплату фискальных платежей в бюджет — это довольно солидная часть затрат любого предприятия. Непосильная нагрузка на предприятие приведет к фатальным факторам в ведении бизнеса и соответственно, к банкротству экономического субъекта. Следовательно, каждый налогоплательщик самостоятельно проводит налоговое планирование для решения вопросов оптимизации налогообложения своего бизнеса.

Не стоит думать, что оптимизация — это уклонение от уплаты сборов, налогов и взносов в соответствующие бюджеты. Конечно, проще всего не тратить деньги, чтобы их сократить. Но за этим наступает административная и уголовная ответственность. Куда выгоднее сократить размеры платежей в ФНС законными методами: «и овцы целы, и волки сыты».

Чтобы минимизировать налогообложение, совершенно не обязательно преступать закон, например, заключать фиктивные договора, открывать фирмы-однодневки, умышленно занижать налогооблагаемую базу, вести «черную» бухгалтерию. Достаточно проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку.

Ключевые моменты

Выбирая эффективные методы, необходимо помнить о трех важных вещах:

  1. Выбор ОПФ. Для всех предпринимателей, независимо от их статуса и категории, есть выбор организационно-правовой формы. То есть налогоплательщик самостоятельно выбирает, в какой форме ему вести предпринимательскую деятельность.
  2. Выбор СНО. Система налогообложения — это ключевой фактор определения размера фискальной нагрузки на экономический субъект. Действующее законодательство предусматривает выбор СНО для всех налогоплательщиков.
  3. Выбор способа учета. Бизнесмен вправе самостоятельно выбрать метод ведения учета хозяйственных операций и иных фактов финансово-хозяйственной деятельности. Этот выбор закрепляется в учетной политике.

Если выбор сделан правильно, то оптимизация налоговой нагрузки для учреждения не всегда актуальна. Но даже неверный выбор есть возможность исправить. Например, провести реорганизацию предприятия либо перейти на специальный режим налогообложения.

Однако наиболее эффективный способ минимизации фискальных платежей — это проведение налоговой оптимизации и налогового планирования еще на этапе создания экономического субъекта, если бизнесмен заранее проанализирует и оценит финансовые возможности еще до регистрации в ФНС. Например, читайте специальный материал «Как выбрать систему налогообложения для ИП в 2020 году».

Виды налоговой оптимизации

Классификация налоговой минимизации по видам предусматривает распределение по следующим ключевым признакам:

  1. По видам налогов, сборов, взносов. Данная группа предусматривает варианты оптимизации и минимизации налогов по каждому конкретному виду. Например, льготы или вычеты, они определяются в отдельном порядке по каждому фискальному сбору.
  2. По видам деятельности. Дробление предусматривает снижение фискальной нагрузки для определенного вида деятельности. Примером такого вида налоговой оптимизации в 2020 году будут бюджетные учреждения, освобожденные от уплаты некоторых видов обязательств.
  3. По категориям налогоплательщиков. Этот вид предусматривает методы налоговой оптимизации отдельно для каждой категории налогоплательщиков. Например, вычеты по НДФЛ применяют только физические лица.

Актуальные схемы оптимизации налогообложения в организации

Чтобы оптимизация налогов прошла успешно, применяют как общепринятые так и индивидуальные актуальные методы. Общепринятые методы и схемы оптимизации налогов 2020 применяются практически всеми категориями налогоплательщиков без исключения. А вот индивидуальные методы подойдут далеко не всем. Такие способы определяются в обособленном порядке и учитывают исключительные характеристики предприятия, бизнеса.

Наиболее распространенные методы налоговой оптимизации:

  1. Применение льгот, освобождений, вычетов и прочих послаблений, предусмотренных действующим фискальным законодательством.
  2. Реструктуризация, рассрочка или отсрочка обязательных платежей, позволяющая отложить уплату сборов в бюджет на определенный период времени.
  3. Смена режима фискального обременения или оптимизация системы налогообложения, например, переход с ОСНО на специальные, более щадящие режимы.
  4. Осуществление деятельности в офшорных зонах и иные законные способы.

Все вышеперечисленные схемы являются общепринятыми, и применяются практически всеми субъектами.

Индивидуальные способы оптимизации налоговой нагрузки

Рассмотрим несколько индивидуальных способов налоговой оптимизации для организаций.

Схема № 1. Вывод имущественных активов

Компания создает новое юридическое лицо на УСН. Часть своего имущества передается в собственность новой фирмы в качестве вклада в уставный капитал. Также передачу оформляют продажей в рассрочку. Затем заключается договор аренды между этими организациями. В итоге компания сокращает:

  1. Платежи по имущественным сборам, так как на УСН данное обязательство не платится.
  2. Налогооблагаемую базу по прибыли — она уменьшается за счет арендных платежей по имуществу.

Схема № 2. Договор займа

Компания оформляет фиктивные договора займа на получение денежных средств от своих же учредителей или руководства. Конечно, фактически никаких финансовых вливаний не происходит, компания попросту легализует деньги, которые не были отражены в бухгалтерской и фискальной отчетности.

Заемный капитал в таком случае не является доходом и не подлежит обложению налогом на прибыль. Также платежи или проценты за пользование заемными средствами учитывают в расходах при определении налогооблагаемой базы на прибыль. И эти суммы уже принять к вычету НДС по товарам, приобретенным за счет заемных средств.

Схема № 3. Отсрочка по НДС

НДС следует уплачивать в бюджет в том отчетном периоде, в котором была осуществлена отгрузка товара. Причем если их было несколько (поставки проводились частями), то срок уплаты выпадает на последнюю, окончательную, поставку. В таком случае контрагенты договариваются на дробление поставок. Например, основную часть товара поставить в первом квартале, а небольшой остаток доставить только во втором квартале. В таком случае уплату НДС удается отложить на 2 квартал, причем на сумму всей поставки.

Рекомендации по применению актуальных схем

Обозначим несколько важных советов при выборе оптимального метода налогового планирования и оптимизации налогов:

  1. Анализируйте и изучайте законодательство. Невозможно провести грамотную минимизацию бюджетных платежей, не разобравшись с нормами фискального законодательства.
  2. Следите за изменениями. Чиновники систематически обновляют действующие нормы и положения, учитывайте все нововведения.
  3. Планируйте. Проводите систематические расчеты на плановый период, оценивайте полученные результаты, чтобы скорректировать текущую политику.
  4. Сравнивайте. Выбрать оптимальный вариант нельзя, не сравнив все доступные методы и формы.

И самое главное: соблюдайте закон. Применяйте только легальные методы, как бы не казались привлекательными нелегальные схемы, за них придется нести ответственность. Рано или поздно.

http://ppt.ru/art/nalogi/optimizaciya

Оптимизация налогообложения и налоговое планирование 2020

Налоговое планирование как средство оптимизации налогообложения.

  • Периодизация налогового планирования.
  • Модели поведения хозяйствующих субъектов применительно к оптимизации налогообложения.
  • Классификация налогового планирования по видам.
  • Формы и методы налогового планирования.
  • Алгоритм организации налогового планирования.
  • Принципы и стадии налогового планирования.
  • Пределы налогового планирования.
  • Моральные, политические, экономические и технико-юридические причины уклонения от уплаты налогов.
  • Оптимизация и минимизация налогов.
  • Формы уклонения от уплаты налогов.
  • Правомерные формы уплаты налогов: налоговое планирование, правомерное избежание налогов.
  • Неправомерные формы: непосредственное уклонение от уплаты налогов, обход налогов.

Методология налогового планирования.

  • Формирование налогового поля предприятия.
  • Составление налогового календаря.
  • Разработка учетной политики организации для целей налогообложения (налогового планирования).
  • Налоговый учет амортизационного имущества.
  • Резервы предприятия.
  • Определение стоимости материальных ресурсов, списываемых на производство.
  • Договорная политика организации.
  • Специальные методы налогового планирования.
  • Метод замены отношений.
  • Метод разделения отношений.
  • Метод отсрочки налогового платежа.
  • Метод прямого сокращения объекта налогообложения.
  • Формализованные методы налогового планирования.
  • Балансовый метод.
  • Расчетно-аналитический метод планирования налоговых платежей.
  • Метод дисконтирования.
  • Метод экономико-математического моделирования плановых решений.
  • Метод оффшора.
  • Метод льготного предприятия.

Последние изменения налогового законодательства.

  • Изменения в порядке взыскания задолженности, если сумма не превышает 3000 руб.
  • Обеспечительные меры: размещение информации на сайте ФНС.
  • Предоставление рассрочки по налогам.
  • Снятие ограничения на проведения зачета переплаты по виду налога.
  • Введение обязанности для организаций сообщать в налоговый орган информации о транспортных средствах и земельных участках, если не получено уведомление из ФНС.
  • Введение процедуры осмотра помещений налогоплательщика при наличии недоимки, превышающей 1 мл. руб.
  • Проведение камеральных и выездных проверок.

НДС: ответы на сложные вопросы, обзор основных изменений законодательства.

  • Новые лимиты для плательщиков ЕСН, чтобы получить освобождение от уплаты НДС.
  • Особенности восстановления НДС при реорганизации правопреемниками.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС 0% для отдельных операций.
  • Проблемы применения ставки 10%.
  • Подтверждение права на освобождение по благотворительности.
  • Особенности проведения камеральной проверки по НДС.

НДФЛ: практика исчисления и уплаты в 2020 году с учетом последних изменений.

  • Расширение перечня необлагаемых доходов.
  • Списание безнадежных долгов физических лиц.
  • Формирование налоговой базы по доходам в виде выигрышей в азартных играх.
  • Изменение лимита численности для представления отчетов в электронном виде.
  • Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также получения его в порядке дарения.
  • Изменение срока представления расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ.
  • Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ при наличии нескольких обособленных подразделений.
  • Представление декларации по НДФЛ через многофункциональные центры.
  • Проведение камеральной проверки по НДФЛ при отсутствии декларации.

Изменения в налоге на прибыль с 2020 года.

  • Продление срока применения ставки % для образовательных и медицинских организаций.
  • Инвестиционный налоговый вычет – расширение сферы применения.
  • Результаты интеллектуальной деятельности стоимостью до 100 тыс. руб. не относятся к амортизируемому имуществу.
  • При расконсервации объектов срок полезного использования не продлевается.
  • Переход с линейного метода начисления амортизации на нелинейный – раз в пять лет.
  • Ограничения по переносу убытков на будущее.

[3]

Транспортный и земельный налог.

  • Введение единого срока уплаты налога.
  • Отмена представления налоговой декларации.
  • Расчет налога производится налоговыми органами.

Налог на имущество организаций: основные изменения 2020 года.

  • Уведомление налогового органа о порядке уплаты налога при наличии в одном субъекте нескольких объектов недвижимости.
  • Отмена представления авансового расчета.
  • Регионы устанавливают перечень объектов, по которым налог уплачивается по кадастровой стоимости.
  • Введение запрета на применение ЕНВД для продавцов маркированных товаров.
  • Лимиты для перехода на УСН с 2020 года.
  • Отмена репатриации рублевой выручки.
  • Изменения в порядке представления отчетов о движении средств по счетам за границей.
  • Смягчение административной ответственности за нарушения валютного законодательства.

Регионы льготного налогообложения на территории РФ.

  • Особые экономические зоны, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования в России.
  • Правовая основа организации особых экономических зон (ОЭЗ) в РФ.
  • Краткий анализ налоговых преимуществ отдельных зон.

Учетная политика организации как способ оптимизации налогообложения.

  • Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета. Правовая основа формирования учетной политики.
  • Роль учетной политики в управлении финансами организации.
  • Факторы, влияющие на выбор учетной политики.
  • Основные элементы учетной политики.
  • Налоговые последствия альтернативных способов учета по отдельным элементам учетной политики.
  • Влияние учетной политики на финансовый результат и показатели эффективности деятельности организаций.

Договорная политика организации как способ оптимизации налогообложения.

  • «Сделка» и «договор». Основные группы гражданско-правовых договоров для целей бухгалтерского и налогового учета.
  • Правовое регулирование составления и заключения договоров.
  • Взаимосвязь гражданского и налогового законодательства.
  • Договорная политика организации. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения.
  • Влияние изменения налоговых последствий заключения различных договоров на результаты финансовой деятельности и показатели эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

Планирование налога на прибыль.

  • Содержание налога на прибыль: налогоплательщики, объект обложения, налоговая база.
  • Основные направления оптимизации налогообложения прибыли с учетом изменений законодательства:
    • определение доходов, не учитываемых при формировании налоговой базы;
    • обоснование и документальное подтверждение расходов;
    • выбор метода исчисления авансовых платежей;
    • осуществление контроля за величиной нормируемых расходов, создание резервов;
    • выбор способа начисления амортизации; выбор условий договоров; и проч.

Планирование косвенных налогов.

  • НДС, акцизы, и их содержание.
  • Возможности планирования НДС в зависимости от места организации в цепочке производства и реализации.
  • Целесообразность применения льгот по НДС.
  • Использование различных ставок по НДС и применение налоговых вычетов.
  • Возмещение НДС. Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами.
  • Арбитражная практика.
  • Определение объекта обложения по акцизам. Планирование даты уплаты акцизов. Применение налоговых вычетов. Арбитражная практика.

Планирование налогообложения имущества организации.

[1]

  • Содержание налога на имущество.
  • Анализ элементов учетной и договорной политики, влияющих на формирование налоговой базы по налогу на имущество.
  • Возможность применения льгот в свете изменений в законодательстве.
  • Взаимосвязь налога на имущество и налога на прибыль.

Планирование налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное страхование и прочих налогов.

  • Содержание налога на доходы физических лиц. Применение вычетов.
  • Содержание взносов на обязательное страхование, их виды. Перечень выплат, не облагаемых взносами.
  • Планирование налогообложения природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов): определение объектов обложения, использование льгот. Арбитражная практика.
  • Планирование транспортного налога: использование лизинга и аренды.
  • Планирование налогообложения по специальным налоговым режимам: единого налога при упрощенной системе налогообложения: выбор объекта обложения, планирование расходов: единого налога на вмененный доход; единого сельскохозяйственного налога.

Налоговое бремя хозяйствующего субъекта: понятие и методы расчета.

[2]

  • Подходы к определению понятия «налоговое бремя».
  • Тяжесть налогообложения.
  • Факторы, влияющие на величину налогового бремени.
  • Способы расчета налогового бремени организации.
  • Способы снижения налогового бремени и расчет оптимальной налоговой нагрузки.

Налоговые последствия договорной деятельности.

Договоры в деятельности организаций – основные задачи:

  • Экспертиза договоров (выявление истинного вида договора, ничтожности и оспоримости договоров в целом и отдельных его условий, признаков незаключенного договора).
  • Проверка контрагентов (проявление должной осмотрительности.
  • Недопустимость заключения договора с недобросовестным контрагентом, признаки недобросовестного контрагента).
  • Цена договора, способ определения цены в форме «валютной змейки».
  • Твердая цена и приблизительная цена.

Налоговые последствия отдельных видов договоров:

  • Беспроцентного займа (от учредителя, при выдаче займа сотруднику).
  • Договоров смешанного типа.
  • Договора купли-продажи.
  • Договора аренды.
  • Договора подряда.
  • Безвозмездных сделок.
  • Договора возмездного оказания услуг.
  • Налоговые риски при реализации трудовых договоров и договоров ГПХ.
  • Отличительные признаки трудового договора и договора ГПХ.
  • Основания для переквалификации договоров.
  • Последствия изменений юридической квалификации трудового договора.
  • Налоговые последствия подмены трудового договора гражданско-правовым.

http://www.e-xecutive.ru/events/51676-optimizatsiya-nalogooblozheniya-i-nalogovoe-planirovanie-2020

Налоговые льготы в системе налогового планирования

Налоговые льготы — это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

С помощью льгот законодатель выделяет положение тех или иных категорий граждан в определенной области общественных отношений. Льготы позволяют дифференцированно подходить к вопросам регулирования общественных отношений, способствуя согласованию интересов государства, социальных групп, отдельных индивидов, созданию условий для наиболее полной реализации их потребностей.

В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы, прежде всего, на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

В ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода к льготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.

Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:

  • 1) в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора;
  • 2) в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора;
  • 3) в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.

В экономической литературе предоставляемые российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:

  • 1) по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);
  • 2) по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.);
  • 3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);
  • 4) по численности работников (малые предприятия);
  • 5) по принадлежности предприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера и т. п.).

Льготы также подразделяются на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.

Считаем возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых российским налоговым законодательством в историческом аспекте:

  • 1) первый период рыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным количеством льгот, большими правами по их введению и регулированию, предоставляемыми субъектам РФ, и наличием индивидуальных льгот;
  • 2) в последующем (1995-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • 3) с 2001 г. (с момента введения в действие части II Налогового кодекса РФ) и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот на уровне законодательства РФ и субъектов Федерации.

http://vuzlit.ru/1818155/nalogovye_lgoty_sisteme_nalogovogo_planirovaniya

Контрольная работа: Налоговые льготы в системе налогового планирования

Федеральное агентство по образованию

Кабардино-Балкарский государственный университет

Им. Х.М. Бербекова

Кафедра «Экономики и финансов»

«Налоговые льготы в системе налогового планирования»

6-го курса ОЗО ЭФ

Налоговые льготы в системе налогового планирования

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

В ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода к льготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.

Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.

Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:

1) в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора;

2) в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора;

3) в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.

В экономической литературе предоставляемые российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:

1)по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);

2) по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.);

3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);

4) по численности работников (малые предприятия);

5) по принадлежности предприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера и т. п.).

Льготы также подразделяются на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.

Считаем возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых российским налоговым законодательством в историческом аспекте:

1) первый период рыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным количеством льгот, большими правами по их введению и регулированию, предоставляемыми субъектам РФ, и наличием индивидуальных льгот;

2) в последующем (1995-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков;

3)с 2001 г. (с момента введения в действие части II Налогового кодекса РФ) и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот на уровне законодательства РФ и субъектов Федерации.

Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.

Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.

Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования и социально-культурной сферы и др.

На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.

Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.

Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.

Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.

В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.

Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.

Налоговая экономия (Эн) представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.

Возможно выделить следующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:

1. Налоговая экономия рассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенные объекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью или частично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данном случае формула расчета налоговой экономии принимает вид:

В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс. руб., тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимости имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 — 200 руб. Л1 может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить и по другим налогам.

2. Налоговая экономия рассчитывается как произведение изменения ставки налога (∆Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:

В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.

Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность налогового планирования. Однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов и налоговых баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).

Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

Налоговый кодекс РФ.

Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.: Питер, 2007.

Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / / Финансы. — 2006. № 2.

Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. — СПб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2007.

Глухое В.В., Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. — СПб.: Спец. литер.,2007.

Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2007.

Никитин С.М., Никитин А.С, Степанова М.П. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. № 11.

Финансовые аспекты экономики России / Под ред. проф. Б.М. Сабанти.

http://www.bestreferat.ru/referat-174404.html

Название: Налоговые льготы в системе налогового планирования
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: контрольная работа Добавлен 20:28:56 01 февраля 2009 Похожие работы
Просмотров: 548 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Литература

  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  2. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  3. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
  4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  5. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях