WordPress

Налоговые льготы нефтяникам

Налоговые льготы нефтяникам - картинка 1
Сегодня постараемся раскрыть тему: "Налоговые льготы нефтяникам". Если возникнут вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговые льготы нефтяникам возможны при условии вложений в развитие производства — Минфин

МОСКВА, 20 фев — РИА Новости/Прайм. Налоговые льготы в нефтяной отрасли РФ возможны только при условии, если компании возьмут на себя обязательства вложить средства, полученные за счет преференциального режима, в развитие производства, в новые проекты, заявил министр финансов Антон Силуанов.

«Возвращаясь к нефтяникам, с тем чтобы не довести ситуацию в отрасли до сокращения объемов добычи в результате того, что становится эта добыча нерентабельной, конечно, где-то надо рассматривать вопросы преференциальных режимов, но с обязательным условием вложения этих денег, полученных от льгот в действующие или новые (месторождения — ред​​​.), в развитие производства, в новые проекты. Только так. Мы сейчас будем в Минфине создавать специальный блок, который будет четко мониторить (это — ред.)», — сказал Силуанов в интервью РБК.

Он пояснил, что с нефтяниками будут заключаться специальные соглашения, их исполнение будет мониториться.

Глава Минфина отметил, что необходимо учитывать особенности нефтяной отрасли, когда, например, происходит исчерпывание месторождений, и без предоставления дополнительных преференций будет невыгодно добывать нефть. «Мы ввели налог на дополнительных доход, который учитывает издержки и облагает финансовый поток с учетом издержек. Я думаю, что за этим будущее. Его немножко надо бы поднастроить, этот режим», — сказал Силуанов.

Силуанов обмолвился о том, что правительство приняло решение по льготам по некоторым месторождениям, однако не стал раскрывать получателей преференций и детали. Кроме того, по словам Силуанова, новое правительство сейчас по-новому взглянуло на вопросы льгот. «Новое правительство сейчас ставит задачи перед Минфином о том, чтобы еще раз посмотреть на те льготы, которые были даны, посмотреть вопрос эффекта этих льгот. Что такое эффект? Дали льготу, куда деньги пошли? На развитие производства, на новые инвестиции или через дивиденды ушли в офшоры. Такое тоже очень часто происходит», — сказал Силуанов.

Он отметил, что если раздавать льготы без условий, они не работают. «Налоговая льгота, если она принимается она должна что-то стимулировать, давать эффект на рост — либо отрасли, предприятия и так далее. Если льгота дается без каких-либо условий, то это значит, что мы просто увеличиваем расходы бюджета», — пояснил Силуанов.

http://mfd.ru/news/view/?id=2341140

«Известия»: ради выполнения обещаний Путина придется отменять налоговые льготы нефтяникам

Чтобы выполнить все задачи, которые президент Владимир Путин озвучил в послании Федеральному собранию, в казне не хватает денег. Придется менять ее структуру и отменять налоговые льготы, пишут «Известия».

До 2024 года на выполнение всех поручений президента придется дополнительно выделить 4,5 трлн рублей. В текущем году уже понадобятся 450 млрд рублей, проблем с которыми не будет. Эти деньги возьмут из неиспользованных остатков прошлых лет, которые скопились на счетах казначейства, а также из Резервного фонда правительства.

[1]

Но с 2021 года с финансированием плана Путина появятся «определенные сложности». В казне найдется 2 трлн рублей, однако еще столько же не хватает. Каждый год придется искать по 500 млрд рублей. Бюджет на предстоящие годы сформирован с профицитом, но дополнительные доходы консервируются в Фонде национального благосостояния, их нельзя использовать.

Деньги на выполнение этих задач, скорее всего, возьмут за счет отмены части налоговых льгот, считают знакомые с расчетами Минфина чиновники. Речь идет об увеличении фискальной нагрузки на нефтяные компании и на промышленность в целом. По прогнозам, на 2020 год размер льгот для них составляет почти 4,1 трлн рублей. К концу 2022-го он превысит 4,5 трлн рублей.

Также Минфин рассматривает варианты ужесточения политики по отношению к выплатам госкомпаниями дивидендов и улучшения собираемости налогов, в частности НДФЛ. Однако с помощью этих мер удастся собрать не более 100-150 млрд в год.

Напомним, ранее Путин одобрил налоговые льготы для «Роснефти» и «Газпром нефти» на сумму 600 млрд рублей.

http://www.znak.com/2020-01-23/izvestiya_radi_vypolneniya_obechaniy_putina_pridetsya_otmenyat_nalogovye_lgoty_neftyanikam

Кто прокормит нефтяников? Цена льгот для добывающих компаний

Налоговые льготы нефтяникам - картинка 4

Позабытый ныне бывший депутат и министр сельского хозяйства Александр Назарчук в 1990-х порадовал всех цитатой «страна должна кормить своих крестьян». Не крестьяне страну — а вот так, наоборот. Но в современной экономике многих (хотя и не всех) стран государство действительно дотирует сельское хозяйство. Наблюдаемое сейчас пиршество государственных дотаций по отношению к нефтяному сектору заставляет переосмыслить эту цитату по-новому — а должна ли страна кормить своих нефтяников?

Жалобы отрасли

Сторонники щедрых дотаций (прежде всего, понятно, это сами производители, пользующиеся льготами) приводят несколько основных аргументов. Во-первых, добыча нефти находится на грани рентабельности и чуть ли уже не убыточна. Однако посмотрим на данные Федеральной налоговой службы. Рентабельность добычи сырой нефти и природного газа составляет 35,3%, при средней рентабельности по экономике в 12,3%, по данным за 2018 год. Да в общем и без этих данных у населения на слуху тот факт, что добывающие углеводороды субъекты федерации не бедствуют.

Другой аргумент состоит в том, что нефть скоро кончится. Теории об исчерпании углеводородов довольно стары (первая такая публикация американского геолога Кинга Хабберта относится к далекому 1956 году), но при этом доказанные запасы нефти в мире непрерывно растут. Растут запасы и в России. Так, за 2018 год доказанные запасы нефти выросли на нескромные 8,7%. Причем растут они непрерывно, и данные 2018 года не являются каким-то всплеском. Не прогнозирует спада добычи в России и, например, отраслевой отчет British Petroleum за 2019 год: согласно ему, добыча к 2040 году вырастет на 21%, хотя доля России в мировой добыче незначительно снизится — с 10% до 9% из-за бурного роста добычи на американском континенте.

Впрочем, нефтяники говорят о снижении качества запасов. Но ведь благодаря современным технологиям увеличивается и эффективность добычи. Дебет скважины превышает 9 млн тонн в сутки — это выше, чем в 90-е годы. В обзоре Аналитического центра при правительстве РФ, впрочем, отмечается, что прирост добычи в основном обеспечивается независимыми нефтяными компаниями и «Газпром нефтью», а сокращение — остальными крупными компаниями.

Есть и такой аргумент, как низкие цены на нефть. Хотя они выросли почти на четверть за последние пару лет — до $70,01 за баррель российского сорта Urals в 2018 году по сравнению с $53,03 в 2017 году., а в 2019 году она чуть снизилась, но не критично, до $64,54. При этом когда цены растут, нефтяники почему-то не предлагают повысить для них налоги, а вот когда падают — то оказывается, что надо понижать.

Стоит помнить и о том, что нефтегазовые доходы составляют почти половину бюджета, по 2018 году – 9 трлн рублей из 19,4 трлн. Потому, когда мы щедро предлагаем их раздать на льготы, надо понимать, что финансировать врачей и учителей откуда-то нужно.

Дорогой подарок

Нефтяная отрасль становится одной из самых льготируемых отраслей экономики. За прошедшее пятилетие наблюдался как рост общего объема льготируемой добычи, так и количества категорий льготируемых месторождений (более десятка льготных категорий в настоящее время). С 2013 года доля преференций для добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году (56,6% в I квартале 2019 года). Сумма потерь федерального бюджета от применения льготного налогообложения увеличилась более чем в два раза — соответственно, с 0,5 трлн рублей до 1,2 трлн рублей. Никакими геологическими причинами невозможно мотивировать фактическое удвоение льгот за несколько лет.

Такая динамика стала хорошо заметна после проведенного Минфином в последние годы учета налоговых расходов через оценку эффективности бюджетных расходов. Как следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в 2022 году льготы нефтяникам превысят 1,6 трлн рублей (1636,9 млрд рублей).

Нефтяники любят рапортовать, что добыча нефти растет, следовательно, мы движемся в правильном направлении. Но, несмотря на все льготы суммарный объем добычи самой нефти за последние пять лет практически не менялся, незначительно колеблясь вокруг значения 490 млн тонн в год (налогооблагаемый объем, без учета СРП). Более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций в добычу, которые в период с 2014 до 2018 год выросли лишь немного выше 350 млрд рублей (33%). В то же время рост денежного потока (показатель EBITDA) в целом по отрасли с 2014 до 2018 года составил более 2 трлн рублей (с 1,8 трлн до 3,9 трлн рублей).

Об этой проблеме говорил и Владимир Путин, объявивший 22 июля 2019 года о моратории на предоставление новых налоговых льгот при разработке нефтяных месторождений до завершения инвентаризации их запасов и разработки единых критериев и порядка предоставления мер господдержки до 31 декабря 2019 года. За это время правительство должно установить жесткие ограничения для отраслевых лоббистов. Разумно было бы при разработке федеральных законов, приводящих к возникновению новых расходных обязательств или снижению доходов субъектов РФ, осуществлять подготовку предложений, реализация которых позволит полностью или частично компенсировать снижение таких доходов или рост расходов.

Однако лоббизм никуда не исчез. В августе 2019 года льготы были предоставлены для Приобского месторождения. Для работающей на этом месторождении «Роснефти» предусмотрен десятилетний вычет по НДПИ на 46 млрд рублей в год. Для «Газпром нефти» — такой же вычет на 13,5 млрд рублей в год с 2020 года. За это компании обещают инвестировать в бурение на Приобском месторождении, чтобы остановить резкое падение добычи.

Но от правительства требуют новых льгот для месторождений Арктики (надо заметить, что и без этих льгот добыча нефти в Арктике выросла в полтора раза за шесть лет). Нефтяники требуют льгот по налогу на прибыль и вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земельному налогу, а также ряд других преференций. Минфин сумел противостоять наиболее радикальным планам по бессрочному освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей.

В октябре согласованный Минфином, Минэнерго и Минвостокразвития вариант преференций стал скромнее. Теперь главный смысл предоставляемых льгот таков: преференции только в обмен на разработку новых месторождений. За остальное придется заплатить налоги. Речь идет о том, что арктические проекты будут отнесены к новой, пятой категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД), а ставка НДПИ будет обнулена лишь на первые 12 лет добычи. Затем в течение пяти лет будет действовать переходный период, во время которого ставка НДПИ будет расти от 0 до 100%.

В Минфине заняли жесткую позицию. Даже льготы по приобскому месторождению должны сопровождаться компенсацией выпадающих доходов бюджета. Речь идет о введении НДПИ для попутного нефтяного газа, который до этого не уплачивался нефтяниками. Нулевая ставка на попутный газ, кстати, тоже своеобразная льгота отрасли, которая предоставлялась для того, чтобы нефтяные компании смогли освоить технологии по переработке такого сырья. «Это полезное ископаемое, которое, в отличие от всех полезных ископаемых, имеет нулевую ренту. Мы полагаем, что нулевая рента для полезного ископаемого недопустима», — объяснял летом этого года директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. При этом Минфин настаивает на компенсации только тех доходов, которые по текущему бюджетному правилу поступают в бюджет и используются на текущие расходы.

Кто оплатит счет?

Вопрос налоговых льгот требует радикального пересмотра. Если предоставление льгот продолжится и дальше, то к 2024 году доля льготируемой добычи достигнет 67,5%, а к 2036 году — более 90% общего объема добычи. При этом рост предоставляемых льгот, не приводящий к росту объемов добычи, уже привел к снижению объемов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора до 5,7% ВВП в 2019 году. В 2024 году доходы сократятся до 3,8% ВВП, а в 2036 году и подавно упадут до 2%. Таким образом, для сохранения расходов федерального бюджета на стабильном уровне по отношению к ВВП потребуется увеличение нагрузки на другие сектора экономики на 1,6 п.п. ВВП. Иными словами, все остальные производители товаров и услуг должны будут внести в бюджет дополнительно более 1,7 трлн рублей в год в ценах 2019 года. Альтернативой может стать только новое сокращение расходов.

А это суммы, сопоставимые со стоимостью самых дорогостоящих для правительства национальных проектов. Например, весь бюджет нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года равен 1,7 трлн рублей, а нацпроекта «Образование» — 784,5 млрд рублей. Таким образом, речь уже идет о том, что очередные льготы для нефтяников напрямую означают непостроенные больницы, школы и детские сады.

Кстати говоря, надо вспомнить и порочную практику бесплатной выдачи лицензий на месторождения для государственных компаний. В мировой практике стран, где существует, как в России, не единственная государственная компания, а множество частных (собственно, и знаменитые «Роснефть», «Газпромнефть», «Газпром» и т. п. являются не на 100% госкомпаниями, а имеют частных акционеров), плата за лицензии на месторождения существенна. Когда и в России их продавали с аукциона, как, например, месторождение Требса и Титова в 2010 году, то за одно месторождение удавалось выручить более $500 млн. Да и в нулевые годы нефтяные компании обеспечивали отраслевой рост в 7% – 8% в год без какого-либо привлечения льгот. Сегодня при масштабном увеличении поддержки со стороны правительства рост отрасли уменьшился до скромных 1,6% в год. Это означает, что отрасли пора заново учиться развиваться самостоятельно.

http://www.forbes.ru/biznes/388199-kto-prokormit-neftyanikov-cena-lgot-dlya-dobyvayushchih-kompaniy

У нефтяников начали отбирать льготы: пониженная ставка налога отменяется

Правительство поручило отменить пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений. Минфину предстоит внести в правительство поправки об отмене этих льгот в срок до 1 апреля.

Как уточняет РБК, ссылаясь на представителя Минфина, отменить льготу поручила правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки проекта. О конкретном сроке отмены льготы говорить рано, уточнил представитель Минфина.

[2]

Напомним, понижающий коэффициент 0,7 ввели в 2002 году после перехода от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы к взиманию НДПИ. Ранее от отчислений были освобождены компании, разведывающие запасы за свой счет или полностью возмещавшие расходы государства на разведку. После перехода к НДПИ льгота позволила сохранить преференции для таких структур и возместить издержки на поиск и разведку месторождений до 2001 года.

Как указал Минфин в обзоре бюджетных расходов, льгота вводилась исключительно для компенсации расходов компаний и не создает стимулов для поиска и разведки новых месторождений. Следует отметить, что общий объем налоговых льгот только при добыче нефти Минфин предварительно оценивал в 1,6 трлн рублей за 2019 год. Как указывает РБК, ссылаясь на директора налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова, к 2033 году они достигнут астрономических 2,3 трлн рублей, а доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%.

http://eadaily.com/ru/news/2020/01/15/u-neftyanikov-nachali-otbirat-lgoty-ponizhennaya-stavka-naloga-otmenyaetsya

Минфин сообщил о росте налоговых льгот для нефтяников в четыре раза

Налоговые льготы нефтяникам - картинка 5

Налоговые льготы нефтегазовым компаниям выросли более чем в четыре раза с 2011 года. Об этом сообщил директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина Владимир Цибанов на «нулевых чтениях» по проекту федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов в Общественной палате, передал корреспондент РБК.

В будущем году доходы федерального бюджета, согласно проекту, составят 20,4 трлн руб. (18,1% ВВП). В дальнейшем прогнозируется их снижение: до 17,7% ВВП в 2021 году и до 17,2% в 2022 году.

«Это связано, в первую очередь, со снижением нефтегазовых доходов, что обусловлено умеренным снижением цены на нефть, которая заложена в прогнозе, и автоматическим расширением объема налоговых льгот нефтегазовому сектору», — объяснил Цибанов.

Глава департамента Минфина отметил, что, «если налоговые льготы в нефтедобыче в 2011 году составляли порядка 375 млрд руб., то в текущем году этот объем может составить 1,6 трлн руб.».

Большинство этих льгот предоставляется автоматически, отметил Цибанов. «Это связано с выработанностью месторождений. Льготы стимулируют сохранение добычи на более-менее стабильном уровне», — объяснил он.

Потери федерального бюджета от льгот нефтяникам с 2013 года выросли более чем вдвое — с 0,5 до 1,2 трлн руб., отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

  • За пять лет доля льготируемой добычи нефти удвоилась — с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году (56,6% в первом квартале 2019 года);
  • Суммарный объем добычи почти не менялся, колеблясь вокруг значения 490 млн т в год;
  • Хотя льготы удвоились, инвестиции с 2014 до 2018 года выросли лишь на 33% (примерно на 350 млрд руб.);
  • В то же время рост денежного потока (показатель EBITDA) в целом по отрасли составил более 2 трлн руб. (с 1,8 трлн руб. в 2014 году до 3,9 трлн руб. в 2018 году).

Минфин прогнозирует следующие последствия роста льгот без увеличения объемов добычи:

  • Доходы федерального бюджета от нефтяного сектора снизятся с 5,7% ВВП в 2019 году до 3,8% ВВП в 2024 году и 2% ВВП в 2036 году;
  • Объем базовых рентных нефтяных доходов снизится с 3,3% ВВП до 2,8% и 1,7% ВВП соответственно.

«Таким образом для сохранения расходов федерального бюджета на стабильном уровне по отношению к ВВП потребуется увеличение нагрузки на другие сектора экономики на 1,6 п.п. ВВП (более 1,7 трлн руб. в условиях текущего года)», — констатирует Минфин.

К 2033 году доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%, сообщил в сентябре директор налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. По его словам, выпадающие в связи с льготами доходы бюджета вырастут до 2,3 трлн руб.

Льготы способствуют росту прибыли нефтяных компаний, но не увеличению инвестиций. По мнению представителя Минфина, нефтяники тратят деньги на выкуп акций, дивиденды, погашение кредитов, а не на новые проекты.

По оценкам Минэнерго, к 2035 году доля льготируемой добычи нефти составит 79%. Но Минэнерго не согласно с тезисом Минфина о выпадающих доходах бюджета. Как заявил замминистра энергетики Павел Сорокин, льготы в 1 трлн руб. полностью себя окупили, принеся в бюджет 1,7 трлн руб.

В начале октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что предоставляемые нефтяникам льготы не дают сопоставимого роста инвестиций. По ее мнению, льготы — это «инвестиции государства, а не преференции для избранных», и они должны применяться, только когда они дадут реальную отдачу.

[3]

http://www.rbc.ru/economics/11/10/2019/5da05d139a7947a4548aefbc

Минфин: налоговые льготы нефтяникам за восемь лет выросли в четыре раза

Более чем в четыре раза выросли налоговые льготы для нефтегазовых компаний за последние восемь лет, заявил директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов России Владимир Цибанов на «нулевых чтениях» по проекту федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Согласно проекту, в 2020 году доходы бюджета РФ составят 20,4 трлн руб. (18,1% ВВП). В 2021 году прогнозируется снижение до 17,7% ВВП, в 2022 году — до 17,2%.

«Это связано в первую очередь со снижением нефтегазовых доходов, что обусловлено умеренным снижением цены на нефть, которая заложена в прогнозе, и автоматическим расширением объема налоговых льгот нефтегазовому сектору»,— цитирует господина Цибанова РБК.

По его словам, если налоговые льготы в нефтедобыче в 2011 году составляли порядка 375 млрд руб., то в 2019 году этот объем может достигнуть 1,6 трлн руб. При этом большинство льгот предоставляется автоматически. «Это связано с выработанностью месторождений. Льготы стимулируют сохранение добычи на более или менее стабильном уровне»,— сказал господин Цибанов.

В начале октября председатель Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что предоставляемые нефтяникам льготы не дают сопоставимого роста инвестиций. По мнению госпожи Матвиенко, льготы должны применяться только в том случае, если они дают «реальную отдачу».

В сентябре Государственная дума одобрила законопроект, позволяющий «Газпром нефти» и «Роснефти» не платить экспортную пошлину на нефть по восьми месторождениям. Компании в сумме сэкономят от 1,5 млрд руб. до 2 млрд руб. ежемесячно. В Минфине считают, что законопроект «не предполагает никаких преференций» компаниям.

О том, как за льготы для Приобского месторождения заплатит вся отрасль,— в материале “Ъ” «Нефть оказалась в сложном обложении».

http://www.kommersant.ru/doc/4124432

Россия вводит мораторий на новые налоговые льготы для нефтяников

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов несколько недель назад на совещании с президентом России Владимиром Путиным попросил ввести до 2024 г. мораторий на предоставление новых налоговых льгот для нефтяников, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника и близкий к одной из крупных нефтяных компаний человек. Просьба удовлетворена, но лишь частично, говорят четверо собеседников «Ведомостей».

Действительно, вечером 22 июля на сайте kremlin.ru был опубликован перечень поручений правительству по итогам проведенного Путиным 10 июля совещания о развитии нефтяной отрасли. В нем говорится: до 31 декабря 2019 г. «ввести мораторий новых мер государственной поддержки при разработке нефтяных месторождений». За полгода правительство должно «завершить инвентаризацию запасов нефтяных месторождений на предмет экономической эффективности освоения в текущих налоговых условиях» и «разработать единые критерии, требования к экономическому обоснованию и порядок предоставления мер государственной поддержки при разработке нефтяных месторождений».

Под мораторий не попадет лишь один проект – Приобское месторождение «Роснефти». Доклад по обоснованию мер господдержки этому проекту Минэнерго и Минфин должны были представить 20 июля, говорится в перечне поручений.

Почему государство не может отказать нефтяникам

Представители президента Дмитрий Песков и Минэнерго не ответили на вопросы «Ведомостей», а Минфина отказался от комментариев. Сотрудник Минэнерго сказал, что доклад по Приобскому представлен, но раскрывать его содержание не стал.

Силуанов попросил ввести мораторий после 26 июня, говорят пять собеседников «Ведомостей». В тот день главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин направил Путину письмо с просьбой поддержать законопроект Минвостокразвития, по которому «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова могли получить беспрецедентные налоговые послабления на 2,6 трлн руб. Сечин эти послабления объяснял необходимостью инвестировать от 5 трлн руб. для развития крупнейшей нефтегазовой провинции в Красноярском крае – «Восток ойл». Он писал, что под проект, который позволит перевозить Северным морским путем до 100 млн т нефти к 2030 г., нужно построить 5500 км трубопроводов, морской терминал, два аэропорта, линии электропередачи и т. д. Это даст дополнительные 4,4 трлн руб. бюджету, а также обеспечит 100 000 рабочих мест и вклад проекта в ВВП до 2% в год до 2050 г.

Минфин уже тогда выступил против, посчитав, что только льготы по НДПИ обойдутся бюджету потерями 250 млрд руб. в год, а кроме таких льгот законопроект Минвостокразвития предусматривает послабления по налогу на прибыль, страховым взносам и нулевую ставку налога на имущество.

«Понятно, почему перспектива предоставления арктических льгот вызывает у Минфина негативную реакцию: обещанный положительный эффект наступает только к концу следующего десятилетия, а изыскивать дополнительные доходы для компенсации выпадающих налогов нужно сейчас», – рассуждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Ежегодно федеральный бюджет тратит на налоговые льготы больше 2,5 трлн руб., а в 2018 г. такие расходы пробили 3 трлн руб., а в 2019 г. превысят и этот уровень, оценивал Минфин в Бюджетном прогнозе России до 2036 г. Больше всего бюджет тратит на льготы по НДС (более 1,4 трлн руб. ежегодно) и поддержку нефтяников (более 1 трлн руб.). Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот (в 2019 г. выпадающие доходы по ним превысят 720 млрд руб.), а всего в России действует более 3500 налоговых льгот. Наблюдаемый же в последние годы перенос инвестиций на льготируемые месторождения может создать риск дополнительных потерь нефтегазовых доходов для федерального бюджета, пишет Минфин.

«Роснефть» просит крупные налоговые льготы на Арктику

«Текущая налоговая система для нефтяной отрасли – средняя налоговая нагрузка, а также система действующих льгот – не оптимальна, но близка к ней», – считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. С ней не согласен Сечин, который писал в марте этого года премьеру Дмитрию Медведеву, что уровень налоговых изъятий в нефтянке достигает 85% от операционной прибыли до вычета налогов, тогда как у металлургических компаний этот показатель от 14 до 25%. Налоговая система направлена и на поддержку старых месторождений, и разработку новых, возможно, нужно активнее стимулировать разработку, но принимать какие-либо решения нужно только после полной инвентаризации всех месторождений, поддерживает Минфин Суслина.

«Развитие арктического проекта на 8,5 трлн руб. инвестиций, которые готовят «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг», безусловно необходимо для России, это крупнейшая нефтегазоносная провинция, которую просто необходимо разрабатывать», – считает аналитик АКРА Василий Танурков. Но реализовать этот проект при желании можно и без льгот, считает он: «Это вопрос лишь сроков реализации, ведь всю полученную прибыль с проекта компании могут реинвестировать в него и так увеличивать добычу на месторождении – вопрос лишь в том, когда и на какие показатели возврата на вложенный капитал компании хотят получить».

«Вопрос – нужно ли развивать нефтедобычу на Арктике в принципе – носит концептуальный характер», – рассуждает Маринченко. ОАЭ, Кувейт и Ирак планируют в ближайшие 10–20 лет нарастить экспорт нефти, они стараются успеть монетизировать свои запасы до вероятного момента снижения спроса на нефть. Но добыча в Арктике – это более дорогое удовольствие с менее предсказуемыми результатом. Ставка на Арктику – это ставка на то, что развитие альтернативной энергетики в итоге не приведет к существенному падению спроса и цен на нефть, отмечает Маринченко.

Рынки углеводородного сырья последние 15 лет волатильны, что в целом ряде регионов, начиная с Саудовской Аравии и заканчивая канадской Альбертой, сопровождается постоянным совершенствованием налогового законодательства, поэтому пересмотр льгот и самой системы – логичный шаг, считает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.

Представители «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» не ответили на вопросы «Ведомостей».

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/07/22/807031-rossiya-vvodit

Силуанов озвучил размер льгот для нефтяников в 2020 году

Объем льгот компаниям нефтяной отрасли в 2020 году составит 1,6 триллиона рублей. Об этом заявил первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов на парламентских слушаниях о параметрах проекта федерального бюджета на будущий год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Он отметил, что новые налоговые режимы, в том числе, налог на дополнительный доход, тоже предоставят дополнительные льготы и вычеты.

Как передает RNS, Силуанов пояснил, что в настоящее время есть возможности исполнять бюджет при уровне нефтяных цен в 30 долларов за баррель и ниже.

«Нам хватит резерва для того, чтобы пройти 3-4 года в условиях низких цен и тех ограничений, которые сейчас имеются и которые могут еще возникнуть. Бюджет в этом плане является защищенным», — добавил министр.

Также Антон Силуанов уточнил, что проект бюджета на плановый период 2022 года составили с учетом базовой цены на нефть в 44,2 доллара за баррель.

«В сущности, мы ежегодно приблизительно на доллар с небольшим данный порог корректируем и формируем дополнительные возможности для трат, но тем не менее мы не создаем риски для исполнения обязательств. Поэтому базовая цена корректируется, и наши финансовые возможности постепенно растут», — добавил министр.

http://newizv.ru/news/economy/04-10-2019/siluanov-ozvuchil-razmer-lgot-dlya-neftyanikov-v-2020-godu

Новые налоговые льготы для нефтяников

В России формируется благоприятная законодательная база для многократного наращивания промышленного производства и социально-экономического развития в Арктике. Ожидается, что до конца весны будет утверждена Стратегия развития арктической зоны России до 2035 года. Согласно проекту этого документа, подготовленного Минвостокразвития России, к 2030 году доля нефти, добываемой в Арктике, должна достичь 22% от общего объема добычи нефти в России, а к 2035 году — 25%.

В декабре 2019 года правительство также утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года. Исполнение этого плана должно позволить реализовать поставленную Президентом России амбициозную цель по увеличению объема перевозок по СМП к 2024 году до 80 млн т — что в 4 раза больше по сравнению с объемами 2018 года. И основной прирост перевозок в этот период ожидается за счет роста объема транспортировки углеводородного сырья, добываемого в Арктике.

Для увеличения добычи нефти необходимое условие — налоговые преференции со стороны государства. Оно уже начинает претворяться в жизнь. 18 марта 2020 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О налоговом стимулировании поиска и оценки, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны России». Это первый документ пакета из четырех законопроектов, создающих прямые практические последствия для инвестиционных проектов в российской Арктике, который официально открывает новую эпоху в ее освоении.

Поддержка для шельфа

В первую очередь зеленый свет получит разработка шельфовых запасов. Хотя определенные преференции для шельфовых проектов уже существуют, нефтяники неоднократно отмечали их недостаточность.

Режим новых морских месторождений, введенный с 2014 года, предполагает дифференциацию льготных условий по НДПИ и экспортной пошлине по четырем категориям сложности морей: первая (к примеру, Балтийское море) — наиболее благоприятные условия добычи углеводородов и менее преференциальный режим; четвертая (к примеру, Карское море) — наоборот. При этом для ряда арктических проектов (в частности, в Печорском и Охотском морях) реальные условия разработки запасов не позволяли обеспечить рентабельную добычу в условиях применения налоговых льгот для второй и третьей категории морей, к которым они были отнесены.

Принятый Федеральный закон устанавливает более привлекательные налоговые условия разработки новых морских месторождений, расположенных в Баренцевом, Белом, Печорском, Охотском морях, промышленная добыча на которых ранее не велась. Теперь новые месторождения в этих морях отнесены к четвертой категории сложности. Это означает снижение ставки НДПИ на нефть с 15% до 5% и увеличение срока действия льготы с 7 до 15 лет.

Добыча на суше

Федеральный закон предусматривает распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) на участки недр, расположенные севернее 70° северной широты в границах Красноярского края, Якутии, Чукотского автономного округа, на которых до 2019 года не велась промышленная добыча. Для данных участков в режиме НДД предусмотрена отдельная пятая группа с правом добровольного перехода на НДД. Для вошедших в пятую группу НДД участков действует льготный коэффициент по НДПИ на нефть (Кг): 0 на 12 лет с года превышения степени выработанности запасов 1% и далее — с ежегодным увеличением коэффициента на 0,2 в течение 5 лет. Введение данной льготы фактически означает обнуление налоговой ставки на этапе от поиска и оценки до истечения 12 лет с начала промышленного освоения участка.

Дополнительно предусматривается предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Красноярского края в диапазоне между 67° и 69° северной широты, в объеме профинансированных расходов на строительство и реконструкцию дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, используемой для добычи нефти на участках пятой группы НДД. В указанной конструкции налоговый вычет применим только для Ванкорской группы месторождений (разрабатывает «Роснефть»). Однако «Газпром нефть» будет прорабатывать возможности распространения данных вычетов на более широкий перечень проектов.

Газовый вопрос

Получат господдержку и новые проекты, связанные с производством сжиженного природного газа (СПГ), а также газо- и нефтехимии. Мера как нельзя своевременная, если учесть, что по прогнозам экспертов спрос на СПГ и продукцию нефтехимии будет только расти, а российские нефтяники и газовики не раз говорили о возможности создания в Арктике СПГ и нефтехимических кластеров.

Федеральным законом предусмотрено расширение периметра действия нулевого НДПИ на газ и конденсат, используемых в качестве сырья для производства СПГ (льгота сейчас применяется для проекта «Ямал СПГ»). Новая льгота будет действовать на всей территории Арктической зоны РФ кроме Республики Карелия и Мурманской области и предполагает освобождение от НДПИ газа и конденсата, направленных на производство СПГ или продукции газо- и нефтехимии на мощностях, начавших работу не ранее 2022 года.

Дополнительно для поддержки развития нефтехимического кластера рассматривается механизм введения отрицательного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ, который позволит уравнять налоговые компоненты себестоимости различного сырья для нефтехимии. Принятие соответствующих налоговых стимулов ожидается в 2020 году.

Развитие региона

Полноценное освоение региона невозможно силами одних лишь добывающих компаний. Поэтому Федеральным законом вводится дополнительный налоговый режим и для прочих проектов в Арктике — «резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)». Статус резидента могут получить компании, ведущие деятельность исключительно на территории АЗРФ и заключившие соглашение о реализации инвестиционного проекта на сумму более 10 млн рублей. Для резидентов АЗРФ предусмотрено применение льготных ставок налога на прибыль (0% — в федеральной части и пониженные ставки в региональной части) в течение 10 лет с момента получения первой прибыли. Дополнительно рассматривается возможность снижения для создаваемых резидентами АЗРФ новых рабочих мест ставки страховых взносов с 30% до 7,6%.

При этом данный режим неприменим для проектов по добыче полезных ископаемых, производству СПГ и продукции газо- и нефтехимии.

Синергетический эффект

Первый шаг к созданию в Арктике зоны наибольшего благоприятствования для компаний, заинтересованных в ее развитии, сделан. Но осваивать такой сложный регион можно только общими усилиями. В «Газпром нефти» уверены, что для этого нужно продолжить работу над созданием и настройкой системы специальных юридических и фискальных инструментов стимулирования инвестиций в Арктику.

В частности, необходимо развитие существующего инструмента инфраструктурного налогового вычета с целью его распространения на арктические проекты за пределами Ванкорского кластера и расширения перечня фискальных платежей, из которых он может быть произведен — как на федеральном, так и на региональном уровне. Важно обеспечить развитие новых юридических инструментов для эффективного (в том числе и с точки налогообложения) распределения рисков и выгод при инвестировании в сложные проекты, например, соглашений о сервисных рисках и об управлении финансированием деятельности при разработке месторождений углеводородного сырья. Необходимо стимулирование инвестиций в развитие технологий и производство оборудования для работы в Арктике — в т. ч. за счет развития механизма учета соответствующих затрат на НИОКР и приобретение прав на готовые технологии с повышающим коэффициентом для целей налога на прибыль. А для развития ресурсной базы нужно стимулировать инвестиции в геолого-разведочные работы на всей территории АЗРФ, включая входящие в нее морские акватории.

Ранее мы писали о том, где будут добывать нефть завтра и вытеснит ли СПГ с рынка другие виды топлива.

Заинтересовала тема? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии — нам важно знать, что вы думаете.

http://zen.yandex.ru/media/sibneft/novye-nalogovye-lgoty-dlia-neftianikov-5e838b65dc7a763a3ee9c5a1

Литература

  1. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  4. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  5. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях