WordPress

Моногорода налоговые льготы

Моногорода налоговые льготы - картинка 1
Сегодня постараемся раскрыть тему: "Моногорода налоговые льготы". Если возникнут вопросы, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Моногорода налоговые льготы 2020

Моногорода налоговые льготы - картинка 2

Что дает бизнесу статус резидента ТОР (ТОСЭР) в моногороде?

Взносы во внебюджетные фонды РФ, начисляются в пределах льготной налоговой ставки 7,6% (в том числе 6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на травматизм) уплачиваются резидентом ТОСЭР в Фонд социального страхования РФ сверх данной ставки

Это преференциальный (не инфраструктурный) аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) — при реализации НОВЫХ инвестиционных проектов в черте моногорода резидентам предоставляются налоговые льготы и преференции:

  • налог на прибыль в первые 5 лет с момента получения проектом прибыли: 0 — 5%, в последующие годы — 12% (без ТОР 20%),
  • налог на землю — 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций — 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды — 7,6% (без ТОР 30%).

Моногорода налоговые льготы - картинка 3Моногорода налоговые льготы - картинка 4

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (от 10 до 37% от суммы всего налогового бремени) — перерабатывающим отраслям, производствам будет значительно экономнее по налогам, а значит и по конечной себестоимости продукции — начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли),

Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ №284.
Обращайтесь к нам!

Создание каждой ТОСЭР осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ, например:

Порядок получения статуса резидента (подготовки и рассмотрения заявки — включения в реестр), например:

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников «Как стать резидентом ТОСЭР?» или «Как разработать бизнес план резидента ТОСЭР?» — тоже обращайтесь, научим, есть опыт

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию,
  • разрабатывают концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.

Мы будем рады помочь Вам, если это то, что Вам нужно. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

http://xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/tor-monogorod-lgoty

Моногород: налоговые льготы и кредиты на развитие бизнеса

Моногорода налоговые льготы - картинка 6

Программа поддержки узкопрофильных муниципальных образований с тяжелыми социально-экономическими условиями была принята в 2014 году. Такое поселение получило название моногород, льготы и особые преференции в плане поддержки коммерческих проектов. Государственная помощь им оказывается по трем направлениям:

  1. софинансирование расходов региона и муниципалитета на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры;
  2. субсидирование и поддержка новых проектов, инвестирование в развитие;
  3. налоговые льготы в моногороде для организаций на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

По сути, моногород — это городское поселение, где проживает не меньше 3 тысяч человек, из которых 20% и более заняты деятельностью, связанной с одним, фактически градообразующим предприятием. Если собственник сокращает производство, или закрывает его, то жители остаются без работы со всеми вытекающими последствиями.

Список монопрофильных городов был утвержден Распоряжением Правительства №1398-р от 29.07.2014 года. В него включено 313 городских поселений. Цель программы — преодолеть зависимость от одного предприятия, создать условия для привлечения инвестиций, создать новые рабочие места.

Финансовая поддержка диверсификации экономики

Источник финансирования проектов по развитию — федеральный бюджет. До 2020 года предполагается потратить на эти цели 30 млрд. рублей, из них около 8 млрд. уже вложены по итогам 2015 года. Деньги поступают через специально созданный «Фонд развития моногородов» (ФРМ) двумя путями.

  1. Администрация региона направляет заявку на софинансирование в Рабочую группу при Правительстве. Если она одобрена, документы поступают в «Фонд». При принятии положительного решения, подписывается соглашение о выделении средств в размере до 95% стоимости работ. На ноябрь 2016 года подписаны соглашения с 34 субъектами федерации в отношении 64 городов. Их перечень опубликован на сайте ФРМ (http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/).
  2. Инициатор нового инвестиционного проекта (предприниматель, организация) направляет его непосредственно в «Фонд». Он оценивается с привлечением независимых экспертов в течение 60 дней (рис. 1).
  1. Предоставление заемных средств. Деньги предоставляются траншами (частями) в соответствии с Соглашением. Размер годовой ставки составляет 5%, может быть предоставлена отсрочка платежей до 3 лет.
  2. Вложение средств в уставной капитал компании, в том числе приобретение долей. Действуют условия: заемщик должен вложить не меньше 15% своих средств, ФРМ предоставляет до 40%, остальное — вложения других предпринимателей, организаций, включая органы власти.

Инвестор берет на себя обязательство выкупить долю «Фонда», или полностью погасить заем, не позднее, чем через 8 лет. Запрашиваемая сумма должна быть не меньше 100 млн., и не больше 1 млрд. рублей. Обязательным является обеспечение проекта: залог недвижимости, или оборудования; безотзывная банковская гарантия, поручительство органов власти субъекта федерации, других физических или юридических лиц.

Моногорода налоговые льготы - картинка 8

Рисунок 1. Порядок подачи заявки на софинансирование инвестпроекта в ФРМ.

Если территория реализации инвестиционного проекта — моногород, налоговые льготы предоставляются в таком порядке (ст. 284 НК РФ).

  1. применяется ставка налога на прибыль в ФБ 0% в течение 10 лет на всю базу, если доходы от реализации спецпроекта не меньше 90%;
  2. доля налога, перечисляемая в региональный бюджет, устанавливается местным законом, и не может быть больше 10% в первые 5 лет, затем не меньше этой величины.

Сроки предоставления и размеры льготы по налогу для конкретных участников устанавливаются по решению субъекта федерации.

Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР в моногородах

Статус территории опережающего экономического развития присваивается города (его части) по решению Правительства (подписывает Медведев) на основании обоснованной заявки субъекта федерации. Налоговые льготы и преференции на территории моногородов области представляются компаниям, включенным в реестр Минэкономразвития по заявке Администрации региона. Он публикуется на официальном сайте ведомства (рис. 2). На 27 февраля в списке 2017 года в списке числится 19 организаций. Статус устанавливается на 10, и может быть продлен еще на 5 лет.

Резидент ТОСЭР на территории моногорода освобождается от уплаты многих налогов, или платит их в сниженном размере. Порядок применения льгот разъяснен в письме Минфина № ГД-4-3/6993, 23.04.2015.

  1. Налог на прибыль: ставка в части поступлений в федеральный бюджет — 0%, в региональный: первые 5 лет — не больше 5%, следующие — не меньше 10% (местные власти могут менять условия).
  2. Для тех, кто стал резидентом в первые 3 года после образования ТОСЭР снижается тариф страховых взносов с 34% до 7,6%.
  3. Организация полностью освобождается от уплаты налогов на имущество и на землю.
  4. Для добычных предприятий, налог на добычу полезных ископаемых применяется с понижающим коэффициентом от 0,2 до 0,8 в течение 10 лет.

В течение 10 дней после включения в реестр, Минэкономразвития подает сведения об организации в территориальный орган ФНС. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  1. ведется раздельный учет деятельности, ведущейся на территории ТОСЭР, и вне нее;
  2. если доход от деятельности, связанной с реализацией специального проекта, составляет не меньше 90%;
  3. при уплате налога на прибыль в региональный бюджет льгота предоставляется только для доходов, полученных от реализации проекта ТОСЭР.

Освобождению от налога на прибыль в федеральный бюджет подлежит вся налоговая база, но если доход от деятельности меньше уставленной величины — налог уплачивается полностью на общих основаниях.

Моногорода налоговые льготы - картинка 9

Рисунок 2. Реестр предприятий в моногородах, получивших статус ТОСЭР.

Требования к организациям, претендующим на льготы

Чтобы стать участником регионального инвестиционного проекта, резидентом ТОСЭР, компания должна соответствовать следующим требованиям (ст. 34 №473-ФЗ, 29.12.2014):

  1. заключить соглашение с муниципалитетом или администрацией области (края);
  2. зарегистрироваться и вести деятельность на территории соответствующего образования;
  3. исключаются государственные, кредитные, финансовые, страховые компании;
  4. юридическое лицо не относится к градообразующим предприятиям (его «дочкам»);
  5. организация реализует на особой территории проект, отвечающий установленным требованиям.

Требования к инвестпроекту (Пост. Прав. №614, 22.06.2015):

  1. не меньше 20 новых созданных рабочих мест в течение 1-го года, а если это действующая организация — не меньше среднесписочной численности за последние 3 года;
  2. объем капитальных вложений от 5 млн. рублей в первый год после включения в реестр:
  3. привлечение иностранных работников в количестве не больше 25 % от общей численности;
  4. не более 50% выручки, полученной от реализации договоров (продажи продукции) с г/образующим предприятием;
  5. нельзя производить подакцизные товары (за исключением автомобилей), заниматься добычей нефти и газа, оптовой и розничной торговлей, лесозаготовками, деятельностью по основному профилю моногорода.

Виды деятельности резидентов ТОСЭР из реестра:

Набережные Челны — производство пищевых продуктов, бытовых электроприборов, стального проката, спортивных товаров, пластмассовых изделий.

Город Гуково Ростовской области — производство минеральной продукции, верхней одежды.

Тольятти — производство аккумуляторов, батарей, машин и оборудования.

Таким образом, если компания намерена выполнять работы по развитию инфраструктуры моногорода, такое право оно может получить только через Администрацию путем заключения соглашения, и подачи заявки на участие в государственных торгах. Чтобы открыть предприятие в зоне опережающего развития, ИП или юридическое лицо, подают заявку в Региональную УК на заключение соглашения. После его заключения сведения поступают в Минэкономразвития для включения участника в реестр.

Перечень документов и требования установлены ст. 13 закона №474. Инвестор ТОСЭР не может одновременно быть исполнителем регионального проекта, участником свободной экономической зоны и ТОСЭР в моногороде, льготы предоставляются однократно.

http://moneymakerfactory.ru/articles/monogorod-nalogovyie-lgotyi/

Моногорода получат налоговые льготы на 10 лет

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил на совещании у премьер-министра, что статус территории опережающего развития (ТОР) будет предоставляться отобранным моногородам сроком на 10 лет.

Напомним, резидентам территорий опережающего развития планируется предоставить целый комплекс налоговых льгот.

Глава Минэкономразвития сообщил: «Мы начинаем работу по отбору тех моногородов, в которых целесообразно начать отрабатывать территории опережающего развития. Это (значит, что) на 10 лет соответствующий статус моногород может получить, с возможность продлить еще на 5 лет. По налогу на прибыль — федеральная часть налога полностью обнуляется».

Алексей Улюкаев также уточнил, что региональная часть налога на прибыль будет не выше 5% в течение первых 5 лет и не выше 10% следующие пять лет. В ТОРах также планируется не взимать налог на имущество организаций.

Кроме того, совокупная ставка обязательных страховых взносов для резидентов ТОР в течение первых 3 лет будет снижена до 7,6%, передает ТАСС.

http://www.klerk.ru/buh/news/425194/

Преференции для резидентов ТОСЭР в 2020 году

Моногорода налоговые льготы - картинка 10

Территория опережающего социально-экономического развития в РФ (сокращенно – ТОР либо ТОСЭР) – это своего рода экономическая зона с различными привилегиями, налоговыми льготами, предоставляемыми ее резидентам (участникам). ТОСЭР создают на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением с целью привлечения туда инвестиций, способствуя, таким образом, развитию экономики, улучшению уровня жизни местных жителей.

Главными правовыми актами, которые регулируют процесс формирования ТОСЭР, осуществление деятельности резидентов в ее пределах, а также правовой режим и вопросы льготирования, являются:

Некоторые разъяснения по применению ПП РФ № 614 представлены Минэкономразвития РФ в письме № Д14н-1954 от 08.07.2015. В частности, отмечено, что резидентами ТОСЭР могут быть коммерческие структуры, которые согласно установленному порядку зарегистрированы и работают на территории данных моногородов. При этом они никоим образом не должны относиться ко градообразующей организации. Исключением являются: государственные (муниципальные) УП, финансовые структуры.

К сведению, резиденты ТОСЭР вправе пользоваться особыми налоговыми льготами, пониженными тарифами при уплате общеобязательных взносов по страхованию. По отношению к ним установлен и применяется упрощенный порядок осуществления контроля.

Из письма Минэкономразвития РФ № Д14н-1954 от 08.07.2015.

[1]

Как стать резидентом ТОСЭР и получить право на использование льгот

Стать полноправным резидентом ТОСЭР можно на определенных условиях. Об этом говорится в ст. 3 и ст. 13 ФЗ РФ № 473. Собственно требования, предъявляемые к будущим потенциальным резидентам, изложены в ПП РФ № 614.

Общие требования к резидентам, инвестпроектам с учетом изменений

Размер инвестиций в первый год не меньше 2,5 млн. руб.

Создание как минимум 10 новых раб. мест в первый год работы, а для юрлиц с производственными мощностями – не меньше среднесписочной численности сотрудников за время своего существования

(или за 3 г.)

Привлечение иностранцев для работы не больше 25% от общего числа сотрудников

Реализация контрактов с градообразующей организацией моногородов в объеме 50% от суммарной выручки, полученной по итогам выполнения проекта

Реализация проекта с учетом введенных ПП № 614 ограничений по производству подакцизных товаров, а также другой продукции и услугам (по лесозаготовкам, торговле оптом и в розницу и др.)

Настоящие требования применяются, условно говоря, по умолчанию, если иное не предписано правительственным решением. Юрлица (ИП), чьи инвестпроекты соответствуют предъявляемым требованиям, могут претендовать на приобретение статуса резидента, а также на создание юрлица на территории ТОСЭР. При этом претендентам надлежит также отвечать требованиям, выдвигаемым ФЗ РФ № 473.

В общем случае претендентам необходимо подать заявку в управляющую компанию. К ней следует приложить оригинал бизнес-плана по требуемой форме, а также ксерокопии учредительных документов юрлица вместе со свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС. Иностранным лицам нужно будет представить заверенный перевод всей подаваемой документации на русский язык.

Как принято, заявка рассматривается не более 15 раб. дн. По итогам с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности либо нет. Отказать могут по причине несоответствия требованиям, заявки, бизнес-плана, из-за отсутствия обязательных документов и по иным законным основаниям (п. 7 ст. 13 ФЗ РФ № 473). После заключения соглашения на протяжении 3 раб. дн. в реестре резидентов делается соответствующая регистрационная запись.

Пример 1. ТОСЭР «Набережные Челны»: создание, критерии отбора резидентов, льготирование

Данная ТОСЭР со сроком действия на 10 лет учреждена ПП РФ № 44 от 28.01.2016. Стать ее резидентом могут лица, которые отвечают выдвигаемым в Постановлении требованиям. К таковым относят:

  • размер кап. вложений не меньше 50 млн. руб. (при этом 5 млн. руб. надлежит внести на протяжении первого года);
  • создание не менее 30 постоянных новых раб. мест (при этом 20 мест создается на протяжении первого года).

Став резидентом ТОСЭР «Набережные челны», можно пользоваться привилегиями: сниженной ставкой налога на прибыль, уменьшенными тарифами по общеобязательным страховым взносам, а также правом на высвобождение от земельного и имущественного налога.

Моногорода налоговые льготы - картинка 11★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Специальный правовой режим, введенный для резидентов ТОСЭР: что это такое и как применяется

Особый правовой режим, предусмотренный именно для резидентов ТОСЭР, установлен ст. 17 ФЗ РФ № 473. Он подразумевает ряд послаблений, касающихся налогообложения, уплаты общеобязательных взносов, предоставления госуслуг, регулирования отдельных отношений в рамках функционирования ТОСЭР.

Так, к примеру, управляющая компания предоставляет в пользование резидентам ТОСЭР собственные объекты недвижимости, устанавливая при этом льготные ставки для оплаты их аренды. Резиденты могут пользоваться своим привилегированным положением и при подключении к объектам инфраструктуры ТОСЭР.

Говоря о налоговых послаблениях, следует отметить, прежде всего, высвобождение от уплаты земельного, имущественного налога и снижение ставки налога на прибыль. Особенности и порядок ее применения обозначен ст. 284.4 НК РФ. Статьей определен также круг льготников, которые вправе ее использовать в принципе и требования к ним.

Существенным послаблением для плательщиков со статусом резидента ТОСЭР является снижение тарифов общеобязательных страховых взносов.

Важно! Данные заниженные тарифы сборов применяются исключительно в отношении вознаграждений, которые выплачивают за работу (услуги) физлицам, занятым в осуществлении инвестиционных проектов.

Чтобы применять названые тарифы, необходимо вести раздельный учет по выплатам, которые производятся физлицам в рамках деятельности по соглашению, заключенному с резидентом ТОСЭР и по иным видам деятельности.

В этой связи ФНС РФ предупреждает, что начиная с 03.08.2020 лица, получившее статус резидента ТОСЭР до этой даты, могут использовать сниженные тарифы общеобязательных взносов только по тем выплатам, которые производятся физлицам, занятым на новых рабочих местах. Детально этот вопрос освещен в письме ФНС РФ № БС-4-11/[email protected] от 18.02.2020.

Список льгот для резидентов ТОСЭР на 2020 г.: краткий обзор в таблице

Основные льготыПериод действия льготыПравовое основание
Налог на прибыль (федеральный бюджет): 0%Начиная с периода, в котором получена прибыль и так далее на протяжении 5 летп. 1.8 ст. 284 и

284.4 НК РФ

Налог на прибыль

(бюджет субъекта РФ):

5 и 10%

С момента получения прибыли налог исчисляют по ставке 5% первые 5 лет, а последующие пять – по 10%

284.4 НК РФ

Высвобождение от уплаты налога на имуществоНачало применения, срок действия определяется субъектом РФ

Субъекта РФ

Высвобождение от земельного налога

Когда надлежит применять льготу, определяет субъект РФ, а срок ее действия для всех одинаков – 3 года

Субъекта РФ

Пониженные ставки по общеобязательным страховым взносам:

ПФР (6%), ФСС (1,5%), ФОМС (0,1%)

Льгота применяется с первого месяца, который следует после приобретения статуса резидента ТОСЭР, и так далее на протяжении 10 л.

Ст. 427 НК РФ

Льготные коэффициенты по добыче полезных ископаемых

(от 0 до 1)

Начиная с периода, в котором получен статус резидента, льгота применяются следующим порядком:

нулевой коэффициент: первые два года;

0,2: последующие 2–4 г.;

0,4: последующие 4–6л.;

0,6: последующие 6–8 л.;

0,8: последующие 8–10;

дальше применяется коэффициент 1

Ст. 342.3 НК РФ

Распространенные ошибки при оформлении статуса резидента ТОСЭР и получении льгот

Ошибка 1. Юрлица, которые являются участниками региональных инвестиционных проектов, не могут претендовать на приобретение статуса резидента ТОСЭР. Об этом свидетельствует п. 2 ст.12 ФЗ РФ № 473.

В дополнение к данной установке следует добавить, что юрлицо (будучи резидентом ТОСЭР) не вправе иметь обособленные подразделения, не может быть НКО, кредитной организацией. Помимо этого оно не может применять налоговые спецрежимы и являться одновременно резидентом особой экономической зоны.

Ответы не часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: На какой срок заключается соглашение с резидентом и можно ли его продлевать?

В соглашении прописывают срок, записанный в поданной заявке. Данный срок может быть продлен, но с учетом срока действия самой ТОСЭР. Т. е. он не может превышать период, на который она создана. Например, если ТОСЭР «Набережные челны» создана на 10 л., то, следовательно, и срок действия соглашения, заключенного с резидентом, не может быть больше 10 лет.

http://online-buhuchet.ru/preferencii-dlya-rezidentov-toser/

На новую госпрограмму развития моногородов потратят 57,3 млрд руб.

Моногорода налоговые льготы - картинка 13

Правительство подготовило проект госпрограммы развития моногородов на 2019–2024 годы, затраты на ее реализацию за шесть лет составят 57,3 млрд руб. С документом ознакомился РБК.

Как раньше решали проблему моногородов

Предыдущая приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», разработанная Минэкономразвития, была рассчитана на период 2016–2025 годов. Однако ее решено было досрочно прекратить в конце прошлого года. С критикой проведенной программы выступила Счетная палата. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив», — заявлял тогда председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

В отчете Счетной палаты подчеркивалось, что мероприятия по поддержке моногородов не решили ключевую задачу улучшения роста благополучия их жителей.

18 июня 2019 года вице-премьер Виталий Мутко заявил о разработке комплекса мероприятий по развитию моногородов в формате госпрограммы. Он предложил помимо прочего диверсифицировать экономику моногородов, чтобы снять зависимость от градообразующих предприятий.

Сколько в России кризисных моногородов

В России сейчас зарегистрировано 319 моногородов, они расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. В распоряжении от 2014 года правительство отнесло к наиболее кризисным 75 городов, сейчас их число выросло на четверть, следует из текста новой программы.

По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн человек, или 9,2% населения России. Каждый третий из них — это житель «кризисного» моногорода, отмечается в проекте.

Больше всего кризисных моногородов в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18). Среди регионов наибольшая концентрация проблемных центров в Кемеровской (9) и Челябинской (7) областях, Карелии (6) и Пермском крае (6).

На сентябрь назначен точечный пересмотр списка моногородов (к нему добавят восемь новых и некоторые исключат). В мае 2020 года список будет пересмотрен полностью, говорится в документе.

Осенью 2018 года Счетная палата указывала на неактуальность списка моногородов, составленного в 2014 году. По данным Минэкономразвития, которые приводили аудиторы, 107 населенных пунктов утратили признаки моногородов в результате оттока населения и, как следствие, сокращения числа работников градообразующих предприятий. К примеру, из списка моногородов предлагалось исключить Череповец.

Список моногородов пересмотреть будет сложно, сказал РБК генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. «С одной стороны, государство поставило себе целевую установку как можно больше городов вывести из списка. С другой, поскольку там есть надежды получить льготы, регионы пишут заявки с просьбой включать все новые и новые города в моногорода, а выполнившие программу, типа Череповца, не торопятся покидать список», — отмечает он.

Пузанов уверяет, что ситуация в моногородах сейчас «неплохая, не хуже, чем во многих немоногородах». Но так как моногорода очень уязвимы из-за своей зависимости от единственного предприятия, кризис может начаться в любой момент.

К чему стремиться

[3]

Список целевых показателей заметно отличается от целей, перечисленных в прошлой программе. Перед исполнителями ставится задача привлечь инвестиции в моногорода и увеличить число довольных социально-экономической ситуацией горожан.

Еще один показатель — увеличение количества новых постоянных рабочих мест. Одной из целей прошлой программы было создание и постоянных, и непостоянных рабочих мест. По ее результатам регионы отчитались о созданных 406,9 тыс. рабочих мест (начальная задача была создать 230 тыс). Но потом выяснилось, что перепроверить эти данные через Федеральную налоговую службу невозможно. «Поэтому предлагается использовать только те данные, которые являются верифицируемыми», — говорится в документе.

Четвертый показатель — уровень безработицы по методологии МОТ (то есть число безработных в процентах к экономически активному населению). Против внесения этого показателя в программу выступил Росстат. По данным ведомства, методологию можно применить только в тех городах, где численность населения достигает 900 тыс. человек. Кроме того, это потребует затрат в 282 млн руб. в год, говорится в комментарии Росстата.

Моногорода налоговые льготы - картинка 15

Какие льготы предложат инвесторам

Одна из основных целей программы развития моногородов — сделать так, чтобы они перестали быть моногородами. Для этого планируется привлечь инвесторов и предоставить им налоговые льготы.

Всего с 2019 по 2024 год в инвестиционные проекты в моногородах планируется привлечь 143,8 млрд руб., следует из справки к проекту госпрограммы. В справке сделана оговорка, что этот показатель, как и другие целевые показатели программы, будет уточнен в связи со сплошным пересмотром перечня моногородов, который запланирован на 2020 год.

Инвесторы смогут получить от государства возврат своих вложений, но не больше, чем они заплатят налогов. При этом учитывается НДС, налог на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) и фактически уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по ставке 22,4% (в части новых рабочих мест). Для возврата будут учитываться налоги, заплаченные за пять лет с момента заключения договора между местными властями и инвестором. В документе отдельно указано, что получить поддержку смогут только новые проекты, не связанные с градообразующими предприятиями.

Вернуть инвестиции смогут не все. Для того чтобы получить господдержку, инвестпроект должен будет создать не меньше 30 рабочих мест, в том числе не меньше десяти за первый год реализации. При этом будет ограничено привлечение иностранных рабочих — предприниматели смогут нанять не более 25% иностранцев. В проект нужно будет вложить не меньше 20 млн руб., из них не менее 5 млн — в течение первого года.

Кому не дадут финансирование

В программе приведен перечень отраслей, проекты в которых не получат поддержки:

  • лесозаготовка;
  • добыча нефти и газа и производство нефтепродуктов;
  • организация азартных игр и лотерей;
  • производство алкоголя и табачных изделий и в целом производство любых подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность сухопутного, трубопроводного, водного, воздушного и космического транспорта;
  • предоставление финансовых услуг, кроме услуг по пенсионному обеспечению;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • аренда и лизинг;
  • деятельность органов госуправления по обеспечению военной безопасности;
  • деятельность общественных организаций;
  • деятельность домашних хозяйств;
  • виды экономической деятельности, в которых занято 20% и более работников моногорода, и основной вид деятельности градообразующей организации моногорода.

Этот список ограничений ориентирует инвесторов на создание в первую очередь производств, которые позволят диверсифицировать экономику моногорода, сказал РБК управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Поэтому говорить о том, что из-за него существенно сократится число потенциальных инвесторов, некорректно, считает он.

Кроме прямого возврата инвестиций власти планируют вкладываться в инфраструктуру для новых предприятий. Из бюджета профинансируют Фонд развития моногородов, который в том числе будет строить и реконструировать инфраструктуру, необходимую для инвестпроектов в моногородах, фонд сможет профинансировать до 95% стоимости каждого такого объекта.

Финансирование инфраструктуры со стороны государства и расширенные налоговые каникулы — мощный стимул для потенциальных инвесторов, считает Митрофанов. В регионах, где есть моногорода, власти субъекта и самого моногорода крайне заинтересованы в снижении зависимости бюджета и населения от градообразующего предприятия, убежден он. Поэтому со стороны региона для инвесторов в моногорода может быть оказано дополнительное содействие, не предусмотренное программой.

Моногорода налоговые льготы - картинка 16

Предусмотрены программой и нефинансовые методы поддержки. Среди них — ежегодные форумы глав моногородов и проекты «Прошагай город», «Сделановмоно», «Фестиваль уличного кино», «День Юнармии» и расчет рейтинга моногородов.

Плюсами новой госпрограммы Александр Пузанов называет большее внимание к инфраструктуре вместо «вкладывания денег в бесконечные промпарки и технопарки». Но, по мнению эксперта, она вряд ли всерьез улучшит ситуацию с моногородами, так как ориентирована на краткосрочные результаты, как и предыдущая, приоритетная программа.

«Долгосрочные задачи существования моногородов решать тяжело и сложно, поэтому государство ими пренебрегает. Города с зависимостью от единственного предприятия нуждаются в диверсифицированной поддержке, потому что они все очень разные. Изначально такая задача ставилась государством во время обсуждения приоритетной программы, но в дальнейшем она пропала и так и не была реализована», — говорит Пузанов.

Кто отвечает за программу

Главный исполнитель программы развития населенных пунктов с градообразующими предприятиями — Минэкономразвития, к реализации программы подключены еще 11 министерств, НКО «Фонд развития моногородов», Российский экспортный центр, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, «Дом.РФ» (Единый институт развития в жилищной сфере), «ВЭБ-лизинг» и «ВЭБ Инфраструктура».

РБК отправил запросы в ВЭБ, Минэкономразвития, «Дом.РФ» и Фонд развития моногородов. В министерстве РБК рассказали, что в рамках новой программы критерии отнесения к моногородам и, соответственно, сам список моногородов будут актуализированы. В «Дом.РФ» сообщили, что сейчас программа находится в работе у профильного министерства и что совместно с Минстроем и конструкторским бюро «Стрелка» разработан стандарт комплексного развития территорий для создания комфортной городской среды. Пресс-служба ВЭБ.РФ подтвердила участие корпорации в программе как координатора институтов развития. «Также ВЭБ может выступать участником софинансирования инструментов и продуктов, которые прописаны в госпрограмме», — сообщили представители корпорации.

В Фонде развития моногородов РБК рассказали, что подготовили пакет как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки. «Это и льготные займы — в частности, заем под 0%, и строительство инфраструктуры для инвестпроектов, и новая мера — строительство инфраструктуры для комплексной жилой застройки, финансирование проектов государственно-частных партнерств на льготных условиях, рефинансирование кредитов», — уточнили представители фонда. В проекте программы перед фондом стоит задача по созданию 25 тыс. постоянных рабочих мест и привлечению более 160 млрд руб. инвестиций в моногорода до 2024 года, рассказали РБК в фонде.

http://www.rbc.ru/politics/24/06/2019/5d0cbafc9a7947af87e8c419

Литература

  1. Изварина, А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А.Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2014. — 304 c.
  2. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  3. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
  4. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях